standards

Концептуальный подход к классификации и сертификации роботов и сложных автоматизированных информационных систем

Введение. С развитием и распространением роботов, систем искусственного интеллекта и сложных автоматизированных информационных систем связана проблема причинения вреда их решениями и действиями, а также проблема юридической ответственности за этот вред. Теоретический анализ. Одной из основных функций юридической ответственности является общая и частная превенция. В применении к роботам она требует их перепрограммирования, переобучения или ликвидации. Таким образом, с проблемой юридической ответственности автономных и временами непредсказуемых программно-технических механизмов напрямую связан экзистенциальный вопрос о возможности, формах и условиях их существования. Системная правовая конструкция, направленная на обеспечение безопасности и предсказуемости при создании и эксплуатации роботов может быть построена на основе классифицирующего стандарта, причем с каждым классом будут связаны определенные формы и модели ответственности. Эмпирический анализ. Основой правовой классификации роботов и сложных автоматизированных информационных систем будут являться угрозы, связанные с причинением вреда в результате их самопроизвольных действий и решений, соотнесенные с формами юридической ответственности. Могут быть выделены угрозы: причинения смерти человека; неправомерного изменения правового статуса субъекта; причинения материального вреда; нарушения личных неимущественных прав лица; информации или иному имуществу владельца (пользователя), не связанная с причинением вреда третьим лицам; угроза противоправного поведения роботов. Результаты. Предложена классификация роботов и сложных автоматизированных систем, а также подходы к юридической ответственности и обеспечению безопасности для каждого класса, указаны направления перспективной разработки правовых и технических стандартов, необходимых для обеспечения данной классификации и сертификации.

Некоторые теоретико-методологические направления совершенствования поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений

Введение. Решение проблемы повышения качества и уровня жизни населения сельских поселений РФ связано с необходимостью разработки и применения научно обоснованной поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений для обеспечения постепенного перехода муниципальных бюджетов на пополнение из внутренних источников, общепринятого в рамках международной концепции гражданско-ориентированного муниципального управления. Теоретический анализ. В статье разрабатываются теоретические вопросы формирования научно обоснованной поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений в условиях их низкой бюджетной обеспеченности. Выявляется и научно обосновывается необходимость разработки и применения некоторых теоретико-методологических направлений поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений для последующего перехода сельского самоуправления к реализации концепции гражданско-ориентированного муниципального управления с опорой на внутренние источники пополнения муниципальных бюджетов. Эмпирический анализ. Разрабатываются методологические направления научно обоснованной поддержки муниципальных бюджетов сельских поселений России. Предлагается показатель, представляющий собой удельный расход сельских муниципальных бюджетов на душу сельского населения. Предложенный показатель рассчитан и изучен на уровне расходов муниципальных бюджетов сельских поселений макрорегионов РФ на душу сельского населения макрорегионов. Выявлена существенная дифференциация значения предложенного показателя по макрорегионам РФ. Предложен, обоснован и рассчитан показатель расхода сельских муниципальных бюджетов на душу населения сельских поселений РФ. Установлены группы макрорегионов РФ с расходами муниципальных бюджетов на душу сельского населения выше, равные и ниже показателя по РФ. Аналогичные процедуры проведены на материале эмпирического анализа расходов муниципальных бюджетов сельских поселений на душу сельского населения субъектов РФ в макрорегионах с сельскохозяйственной ориентацией. Результаты. На основе представленного в статье эмпирического анализа предложены рекомендации, которые могут применяться при разработке нормативных документов, регулирующих поддержку муниципальных бюджетов сельских поселений РФ.