stateless persons
«Соглашение о лояльности» как новелла российского миграционного права |
Введение. Российская Федерация находится в постоянном поиске новых механизмов повышения эффективности государственной миграционной политики. При этом основным вектором преобразований выбрана либерализация миграционного законодательства при безусловном обеспечении общественной безопасности и соблюдении национальных интересов. «Соглашение о лояльности» является новеллой, призванной примерить государственные, общественные и индивидуальные интересы субъектов миграционных отношений. Теоретический анализ. Анализируется правовая природа института «соглашения о лояльности». Исследуется международный опыт функционирования аналогичных институтов на предмет возможности его имплементации в российскую правовую действительность. Результат. Делается вывод о вспомогательном характере института «соглашения о лояльности». Предлагается рассматривать «соглашение о лояльности» как своеобразную публичную «оферту» – предложение Российской Федерации въезжать на ее территорию и находиться на ней при выполнении существенных условий по соблюдению законодательства. Отмечается необходимость наряду с «соглашением о лояльности» закрепить в едином нормативном правовом акте институциональные условия «иммиграционного надзора», механизмы обеспечения особого иммиграционного статуса «контролируемое пребывание». |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 4 |
К вопросу о конституционном статусе лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации |
Введение. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России, прямо связан с их политическими, социальными, личными и экономическими правами и свободами. В связи этим возникает проблема правильного определения статуса лиц, не обладающих гражданством России, которая обусловлена тем обстоятельством, что в законодательстве содержится множество положений, охватывающих совокупность правоотношений, связанных со статусом иностранного гражданина и лица без гражданства, где личные и социальные права лица не зависят от принадлежности к гражданству другого государства. Теоретический анализ. В статье рассматривается содержание конституционного статуса неграждан на территории России. Из содержания первой главы Конституции РФ следует, что понятие личности включает в себя любое лицо, являющееся как гражданином, так и иностранным гражданином, или лицом без гражданства, следовательно, права и обязанности, установленные в отношении личности, распространяются как на граждан государства, так и на неграждан. Эмпирический анализ. На примере анализа прав, гарантированных Конституцией РФ, делается вывод о том, что они не связаны с гражданством и касаются всех людей, живущих на территории государства. Неграждане должны обладать закрепленной на конституционном уровне равной возможностью защиты своих прав в случае их нарушения посредством обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Результаты. Неграждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ с учетом особенностей и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами. Закрепление в российском законодательстве единого термина «лицо, не обладающее гражданством Российской Федерации» способно привести к исключению многозначности понятия «иностранец», а также объединит понятия «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «беженец» в одну категорию, что позволит создать более унифицированное законодательство для данной категории лиц и, таким образом, будет способствовать более эффективной защите их прав и свобод. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 1 |