strategic management

Влияние Covid-19 на управленческую деятельность малых и средних предприятий Нигерии: качественная оценка воздействия

Введение. Воздействие COVID-19 предстоит измерить во многих странах мира, поскольку большинство из них еще противостоят последствиям различных штаммов вируса для своей экономики. Однако в Нигерии жизнь в основном возвращается в нормальное русло: все ограничения сняты, а предприятия стремятся вернуться к допандемическому уровню активности. Теоретический анализ. Исследователи в бизнес-секторе Нигерии начали проводить оценку воздействия пандемии на работу предприятий, которые были активны во время пандемии, чтобы понять, как эти фирмы достигли устойчивости, с какими проблемами они столкнулись и как можно использовать извлеченные уроки с целью дальнейшего управленческого консультирования. Методология. Качественно исследовано воздействие Covid-19 на отдельные малые предприятия в деловом и финансовом центре Нигерии. Используя данные, полученные от десяти предприятий и пяти бизнес-экспертов в Лагосе (Нигерия), в исследовании изложены ключевые темы того, как пандемия повлияла на бизнес малых и средних предприятий в Нигерии. В исследовании использовался инструмент качественного слабоструктурированного интервью для сбора данных, удобной выборки и тематического анализа данных. Данные были сгруппированы по трем направлениям с использованием рисунков и таблиц. Результаты. В исследовании представлены три основные направления воздействия на малые предприятия, а именно: структурное, стратегическое и финансовое. Эти направления образуют основные области, в которых пострадали предприятия, и в них рассматриваются вопросы на макро- и микроуровне, представляя как положительное, так и отрицательное влияние пандемии на предприятия. Результаты охватывают в основном малый бизнес в Нигерии, но они могут быть применены на территории Африки или в развивающихся странах с аналогичными политическими и экономическими условиями. Исследование показало, что финансовое воздействие было наиболее важной и распространенной проблемой, которая повлияла на бизнес малых предприятий, особенно в плане потери дохода и расходов, связанных с сохранением персонала. В условиях структурного воздействия закрытие предприятий из-за локдауна стало серьезной проблемой, при этом локдаун затронул в основном компании, продающие реальные товары, и предприятия, ориентированные на туризм. Логистические вопросы также стали серьезной структурной проблемой, при этом влияние обратной логистики негативно сказалось на многих предприятиях. Заключение. Отмечено, как стратегические последствия, отсутствие поддержки правительства стало критической проблемой, отмеченной среди множества других, которые будут иметь решающее значение для будущей экономической политики и разработки стратегии МСП. 

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДОЛОГИИ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 Большое количество научных работ по стратегическому планированию посвящено вопросам разработки стратегий, каждая из которых имеет свою специфику формирования. Однако ресурсной стратегии предприятия часто не уделяется должного внимания, что сказывается на недостаточной проработке методологических аспектов ее создания и реализации. Между тем одно из направлений стратегической теории фирмы, ресурсный подход, основан на предположении, что именно ресурсы предприятий являются основой его конкурентоспособности и обеспечивают высокий рыночный рейтинг, что повышает значимость ресурсной стратегии. В статье предпринята попытка восполнить этот пробел, представлены основные элементы методологии ее формирования. Методы. Методология формирования стратегических планов, принятая в стратегическом менеджменте, включает основные структурные элементы, к которым традиционно относят: описание основания стратегии, характеристики (принципы), логическую и временную структуры, а также технологию (средства) создания. Ресурсная стратегия, как и любая другая стратегия, имеет все перечисленные структурные элементы, которые, однако, отличаются своими специфическими чертами, позволяющими выделить ее в самостоятельный план в системе стратегического планирования предприятия. Результаты. Результатом разработанной автором методологии формирования ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия является предложение интеграционно-приоритетного подхода, который в своей концептуальной основе ориентируется на доминирующее положение ресурсной стратегии в системе стратегических планов и объединение в режиме реального времени предприятий-участников рынка автотранспортных услуг в единую информационную базу данных с целью идентификации стратегических ресурсов и развития конкурентных преимуществ.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В последние десятилетия появляется все больше исследований, рассматривающих проблемы инновационного развития на микроэкономическом уровне (в том числе на уровне промышленных предприятий). Для формирования соответствующей системы управления инновационным развитием промышленного предприятия необходимо дать характеристику сущностным чертам такого управления, определить его роль и место в общей системе менеджмента предприятия. Теоретический анализ. К настоящему моменту времени в сфере управления инновационным развитием сложился определенный понятийный аппарат, который проанализирован и уточнен в статье. Выявлены характерные черты управления инновационным развитием, обусловливающие необходимость интеграции различных видов менеджмента в процессе управления. Методы. Управление инновационным развитием осуществляется на стратегическом и оперативном уровне, что предопределяет синтез инновационного, стратегического и оперативного менеджмента. Кроме того, в управлении инновационным развитием одну из ключевых ролей играет проектное управление (инновационное проектирование). Все большее распространение получает процессный подход. Результаты. В результате проведенного исследования предложена схема интеграции различных видов и подходов к менеджменту в процессе управления инновационным развитием промышленного предприятия. Выводы. Выработанный подход позволяет повысить качество управления инновационным развитием промышленного предприятия.

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. В ряде теоретических работ и передовой прак- тикой доказано, что эффективность инновационного развития промышленных предприятий (в том числе и мебельных) во многом зависит от того, насколько управление таким разви- тием синтезировано со стратегическим менеджментом, взаи- модействует c его системой. Это обусловливается тем, что в современных условиях инновации должны определять в первую очередь стратегическое направление развития предприятия. Теоретический анализ. К настоящему времени в целом ряде работ показан механизм интеграции инновационного и стратегического менеджмента, описаны инновационные стра- тегии предприятий, их взаимосвязь с другими стратегиями, описаны элементы системы управления инновационным разви- тием и соответствующего механизма управления. Системный подход к управлению инновационным развитием предприятия, являющийся одним из ключевых, предполагает в том числе и формирование целостной системы управления, включающей как стратегический, так и оперативный контуры и основанной на методологии управления инновационным развитием. Ре- зультаты. В результате проведенного исследования сделан определенный вклад в формирование целостного научного представления о системе управления инновационным разви- тием предприятия мебельной промышленности. Выработан- ный подход позволяет системно организовать стратегическое управление инновационным развитием промышленного пред- приятия.