теневая экономика

Система экономических отношений в сфере самозанятости населения России

Введение. Актуальность проблемы самозанятости в России обосновывается необходимостью ее легализации, вывода из теневого сектора экономики и привлечения этой категории населения к уплате различного рода взносов и налогов. Пока попытки властей легализовать самозанятых граждан и определить их правовой статус не увенча- лись успехом, что свидетельствует о недостаточности теоретической разработки этого феномена. Цель данной статьи – представить систему экономических отношений, выраженных в категории самозанятости, и высказать предложения для успешного функционирования этой категории трудовых ресурсов. Теоретический анализ. При рассмотрении системы экономических отношений в сфере самозанятости населения России авторы выделяют специфику самозанятости по сравнению с более общей категорией занятости, определяют самозанятость как процесс включения населения в экономиче- скую деятельность, выражающийся в самостоятельной организации производства това- ров или услуг без использования наемной рабочей силы в целях получения дохода. Это позволяет показать роль этих отношений в системе трудовых отношений и отношений собственности, несостоятельность имеющихся в литературе трактовок самозанятости и высказать предложения по определению правового статуса самозанятых. Выводы. Дано дополнительное обоснование предложения Президента РФ о предоставлении не только налоговых каникул, но и об освобождении от налогообложения категории само- занятых, отвечающей предложенному в статье критерию. 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение. В статье исследована теневая экономика как хозяйственная система. По некоторым данным, объем теневой экономики в России составляет 46% величины ВВП. Целью научной статьи является изучение институционального механизма трансформирования системы теневой экономики.

Теоретический анализ. Исследуются системные признаки теневой экономики, среди которых выделяются: целостность, открытость, приспособляемость, воспроизводимость, структурированность и иерархичность. Рассмотрена структура теневой экономики, в составе которой выделены три сектора: социально опасные (криминальные) формы теневой экономики, различные формы проявления оппортунистического поведения экономических агентов и социально неопасные формы теневой деятельности (например домашняя экономика). Выявлены основное и производные противоречия теневой экономики. Изучен институциональный механизм трансформирования теневой экономики. Рассмотрены его функции и противоречия. Проанализированы два направления трансформации теневой экономики: ограничение (ликвидация) социально опасных форм и легализация (легитимизация) наиболее «здоровых» элементов.

Результаты. Сделан вывод о необходимости формирования государственной стратегии институционального трансформирования теневой экономики. Определены принципы и задачи институционализации системы теневой экономики России на современном этапе.