traditions of domestic education

Институциональное портфолио российского образования

Введение. Образовательная система является конституирующей во всех странах, это одна из крупнейших мировых систем, генерирующая и воспроизводящая человеческий, интеллектуальный, когнитивный капитал. Национальные образовательные системы имеют как общие черты, так и отличия, в основе которых уникальные компоненты – институциональные гены. Российское образование наследует многие лучшие традиции предшествующей общественной системы, благодаря которым были достигнуты признанные во всем мире успехи. Большая часть этих традиций приобрела качества институциональных генов, однако это не исключает возникновения устойчивых неэффективных институтов, т.е. институциональных ловушек. Именно такие характеристики российского образования синтезированы в его институциональном портфолио как актуальной и во многом новой темы исследования. Теоретический анализ. Данное исследование впервые предлагает подход к российскому образованию с позиций институциональной генетики. Институциональные гены – совокупность институтов, институциональных структур, их взаимодействий, взаимодетерминаций, различных правил игры, которые наследуются, т.е. передаются от предшествующей экономической системы к последующей, развиваются в рамках существующей системы, постоянно воспроизводятся. Институциональные гены могут претерпевать процессы различных изменений – мутации и мимикрии, дисфункции, институциональные патологии. Эмпирический анализ. Выделены главные характеристики институциональных генов: они наследуются, изменяются, воспроизводятся в рамках последующих экономических систем, что создает определенную предсказуемость трендов будущего социально-экономического развития и возможность выбора эффективных направлений в политике. Научный интерес представляет исследование новых институциональных ловушек российского образования, что значимо для определения механизмов их нивелирования в общем русле системных трансформаций. Результаты. Представлено институциональное портфолио российского образования, содержащее анализ лучших традиций отечественной системы образования, большая часть которой идентифицируется как институциональные гены, и присущие ему новые институциональные ловушки. Обоснована значимость апелляции к институциональной генетике российского образования и к существованию институциональных ловушек, механизмов их нивелирования для обоснования алгоритма развития образовательной системы в соответствии с ее генезисом, национальными приоритетами и стратегическими перспективами.