трансформация
Место Президента РФ в конституционной системе публичной власти (в свете конституционной реформы 2020) |
Введение. Конституционно-правовая характеристика статуса любого органа начинается с определения его места в системе власти. Именно данный элемент перманентно (непрерывно, постоянно) находится в центре внимания исследования президентской власти. Теоретический анализ. Отмечается, что очередное конституционное реформирование российской государственности детерминировано определенным этапом трансформации президентской власти, а именно ее модернизацией, конституционализацией и в конечном счете институционализацией. Эмпирический анализ. Проанализирована практика конституционного реформирования, обусловленная трансформацией президентской власти, на основе чего предложена ее новая периодизация. Доказано, что содержание конституционной поправки 2020 обусловлено конституционализацией президентских полномочий в сфере публичной власти. В рамках современного этапа институционализации президентской власти сформулировано предложение по совершенствованию ее правовой регламентации как ведущего субъекта по обеспечению единства системы органов публичной власти. Результаты. Сделан вывод, что современный правовой режим публичной власти обусловлен центральным местом Президента РФ в ее системе, требующим дальнейшей конституционно-ценностной регламентации. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 1 |
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ |
В современных условиях одним из перспективных направлений повышения эффективности функционирования экономической системы является формирование инновационных социально-экономических структур, институциональной формой организации которых выступают национальные исследовательские университеты. Теоретический анализ. В статье рассматривается процесс трансформации классических университетов в национальные исследовательские университеты, явившийся, во-первых, следствием неравновесности и нестабильности современного мира; во-вторых, результатом постоянных изменений и хаоса в природных, общественных, экономических и других системах; в-третьих, ориентацией новой экономики на знания и инновации. Показывается изменение задач университетов: от традиционных (учебной и научной деятельности) к новым (коммерциализации научных результатов, полученных в подразделениях университетов), и их роли в экономическом развитии. Обсуждение результатов. На примере реструктуризации регионального вуза в национальный исследовательский университет выявляется фундаментальная позиция регионального вуза в обществе, делающая его ключевым звеном в будущих инновациях, процессах создания новых рабочих мест, устойчивого развития региона и экономического роста страны в целом. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(2) |
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МАТРИЦЫ РЫНКА ТРУДА РОССИИ |
Введение. В современных условиях развитие рынка труда тесно связано с функционированием институциональной среды, представляющей собой структуру, определяющую связи между элементами. Влияние институциональной матрицы на рынок труда велико, специфика развития российского рынка труда трансформирует институциональную матрицу. Теоретический анализ. Исторически складывающиеся устойчивые способы взаимодействия людей между собой в обществах, в том числе на рынке труда, обеспечивают выживание обществ, их целостность, а также непрерывность хозяйственной и политической деятельности социальных субъектов. Трансформация институциональной матрицы имеет свою специфику в России в связи с трансформацией самого рынка труда. Эмпирический анализ. Выявлено, что трансформация институциональной матрицы в России связана с глобализацией, информатизацией социально-трудовых отношений и самого рынка труда. Результаты. Институциональная матрица рынка труда не структурируется с учетом иерархичности, связей и форм рынка труда. Влияние информатизации и глобализации экономики позволя- ет развиваться институтам рынка труда на разных уровнях, в разных пространственных формах, и это также сказывается на структуре институциональной матрицы. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ |
Введение. В статье исследована теневая экономика как хозяйственная система. По некоторым данным, объем теневой экономики в России составляет 46% величины ВВП. Целью научной статьи является изучение институционального механизма трансформирования системы теневой экономики. Теоретический анализ. Исследуются системные признаки теневой экономики, среди которых выделяются: целостность, открытость, приспособляемость, воспроизводимость, структурированность и иерархичность. Рассмотрена структура теневой экономики, в составе которой выделены три сектора: социально опасные (криминальные) формы теневой экономики, различные формы проявления оппортунистического поведения экономических агентов и социально неопасные формы теневой деятельности (например домашняя экономика). Выявлены основное и производные противоречия теневой экономики. Изучен институциональный механизм трансформирования теневой экономики. Рассмотрены его функции и противоречия. Проанализированы два направления трансформации теневой экономики: ограничение (ликвидация) социально опасных форм и легализация (легитимизация) наиболее «здоровых» элементов. Результаты. Сделан вывод о необходимости формирования государственной стратегии институционального трансформирования теневой экономики. Определены принципы и задачи институционализации системы теневой экономики России на современном этапе. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 3 |