выборы

Проблемы и перспективы развития правового статуса наблюдателей на выборах в Российской Федерации

Введение. Функционирование наблюдателей на выборах в Российской Федерации непосредственно связано с обеспечением и реализацией гласности в деятельности избирательных комиссий. Исследование особенностей правового статуса наблюдателей является одной из наиболее популярных электоральных тем в современной научной среде, актуальность чего объективно обусловлена значимостью функционирования вышеназванных участников избирательного процесса. Теоретический анализ. Действующее избирательное законодательство закрепляет исчерпывающее определение понятия «наблюдатель», в котором справедливо акцентируется внимание на основаниях получения соответствующего статуса, а также подчеркивается значимость функционирования наблюдателей на отдельных стадиях избирательного процесса. Эмпирический анализ. Правовой статус наблюдателей детально регламентирован избирательным законодательством Российской Федерации, однако основное внимание уделяется их правам, в то время как обязанности указанных участников избирательных правоотношений закреплены фрагментарно. Результаты. Автором выявлены практические проблемы деятельности наблюдателей на выборах в Российской Федерации (приоритет политических установок в деятельности наблюдателей; низкий уровень их правовой культуры и электоральной грамотности; распространение противоправного поведения среди наблюдателей), развитию которых способствует в том числе существенное преобладание правомочий в статусе указанных лиц. На основе проведенного анализа отмечается необходимость систематизации существующих норм и восполнение имеющихся правовых пробелов, в связи с чем сформулированы предложения по регламентации обязанностей наблюдателей в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Общественные движения в Российской Федерации и их участие в выборах: современное состояние и перспективы развития

Введение. Общественно-политическая сфера государства – это фундамент его демократического развития и предпосылка перспективного государственного строительства. История развития Российского государства свидетельствует об отсутствии традиций становления демократических институтов и их развития. Общественные движения в современном государстве являются опорой развития политической системы страны и предпосылкой образования новых политических партий. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» общественное движение – это разновидность общественного объединения, носящего массовый характер и преследующего социальные, политические и иные общественно полезные цели. Встает вопрос, в каких формах и на каких территориальных уровнях организации общественные движения могут участвовать в выборах в России? Выборы – это наивысший инструмент политической системы общества. С учетом особенностей современного этапа конституционно-правового регулирования деятельности политических партий и развития избирательной системы России возникает необходимость рассмотреть вопрос о расширении участия общественных движений в общественно-политической жизни страны и в том числе в избирательном процессе. Теоретический анализ. Россия сегодня стоит на пути демократического преобразования всех государственных институтов. Институты общественно-политической сферы гражданского общества также нуждаются в такой трансформации. Деятельность политических партий в стране со стабильными конституционными основами выступает базой для осуществления государственной власти. Функционирующая партийная система современной России не отличается элементами завершенности. Общественные движения с учетом российской действительности могли бы стать платформой для образования конкурентоспособных политических партий в перспективе. Эмпирический анализ. Анализ содержания Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» свидетельствует о правовом закреплении такого понятия, как «избирательное объединение». Данное понятие вводится для определения субъекта осуществления избирательных действий в процессе проведения выборов различного территориального уровня. Его содержание свидетельствует о том, что в рамках проведения выборов федерального и регионального значения это прежде всего политические партии. На выборах в органы местного самоуправления таким избирательным объединением может быть общественное движение при условии закрепления в уставных документах их цели – участия в выборах. Результаты. Естественный процесс формирования политических партий связан с их низовым уровнем образования. Сегодняшняя российская партийная система переживает кризис, мелкие политические партии не пользуются электоральной поддержкой. Необходимо формирование правовых условий для развития общественно-политических движений как организационной основы образования политических партий с устойчивыми политическими программами. Сформулирован вывод о том, что среди всего многообразия функционирующих в России общественных движений можно выделить такую их разновидность, как общественно-политические движения, и предусмотреть за ними право в рамках проведения выборов на уровне субъектов Российской Федерации выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным и многомандатным избирательным округам, а также участвовать в осуществлении общественного контроля в России.

Конституционное регулирование ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации

Введение. Выборы являются одной из базовых ценностей демократии; они обеспечивают гражданам возможность принять участие в управлении делами государства. Теоретический анализ. Конституция России 1993 г. в ст. 32 закрепляет избирательные права российских граждан – право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В этой же статье Конституция РФ устанавливает ограничения избирательных прав российских граждан. Эмпирический анализ. Конституция России, во-первых, устанавливает единые ограничения для активного и пассивного избирательного права (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда); во-вторых, отдельно предусматривает ограничения только пассивного избирательного права (возрастной ценз, ценз постоянного проживания, запрет баллотироваться на должность в третий раз подряд – для кандидата в Президенты РФ; возрастной ценз – для кандидата в депутаты Государственной Думы); в-третьих, закрепляет общие условия ограничения всех прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с которыми в федеральных законах устанавливаются дополнительные ограничения избирательных прав. Результаты. Делается вывод о том, что: 1) Конституция РФ 1993 г. сама ограничивает активное избирательное право и пассивное избирательное право российских граждан; 2) на основе ч. 3 ст. 55 в федеральных законах установлен широкий круг дополнительных (по отношению к конституционным) ограничений избирательных прав.

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. Статья посвящена анализу особенностей международной и конституцион- но-правовой регламентации общественного контроля за выборами. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании международных и российских правовых актов, закрепляющих общественный контроль за избирательным процессом как необходимый элемент организации и проведения демократических и подлинных выборов. Результаты. Проведен анализ международной и российской нормативно-правовой базы, регла- ментирующей особенности организации и проведения общественного контроля в ходе избирательного процесса. Показано, что для эффективного функционирования органов публичной власти необходимо осуществление общественного контроля уже на стадии их формирования. Основным условием реализации свободных демократических выбо- ров является использование на всех стадиях избирательного процесса общественного контрольного механизма. Заключение. Сделан вывод, что в международных право- вых актах открытость и общественный контроль выступают как неотъемлемое условие проведения демократических выборов. Отечественная правовая система восприняла важнейшие условия международного правового подхода, институционализировав и применяя на практике основные формы общественного контрольного механизма на всех стадиях избирательного процесса. За последние годы в России были сделаны серьез- ные шаги в направлении обеспечения общественного контроля за выборами, включая создание необходимой нормативно-правовой базы. Однако представляется необходи- мым разработать и принять отдельный закон, закрепляющий основные принципы и фор- мы осуществления общественного контроля за выборами в России.