взаимодействие «организация – личность»

ИЗМЕНЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ – ЛИЧНОСТЬ» В НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации, появление новых видов организаций, новых управленческих парадигм и знаний о человеческом поведении обусловливает необходимость разработки и реализации на практике новых моделей организационного поведения. В динамичной внешней среде эффективными могут быть организации, применяющие новые модели поведения, которые изменили характер взаимодействия «организация – личность» и «организация – среда». Теоретический анализ. На основе обобщения существующих теоретических исследований по проблеме экономического поведения организации в статье дается определение поведения организации в неопределенной рыночной среде, раскрывается его содержание, системообразующие факторы, в качестве одного из них в новых моделях организационного поведения выступает организационная культура. Обсуждение результатов. Результатом проведенного исследования стало выявление особенностей взаимодействия «организация – личность» в новых моделях организационного поведения, которое предполагает не только и не столько реализацию физических способностей работников, сколько реализацию их личностных качеств, интеллектуальных, творческих способностей и душевных сил. В новых моделях поведения формируется организационная культура, ориентированная на людей, основными ценностями которой являются эгалитаризм и уважение личности, взаимное доверие, командное творчество, развитие организации через развитие личности, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе. 

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Введение. Одними из современных тенденций развития менеджмента и организационного поведения являются ориентация на человеческий фактор, личность как ключевой ресурс организации и усиление социальной и гуманистической направленности управления. В связи с этим организации, функционирующие в неопределенной среде, должны решать проблемы, препятствующие эффективному использованию человеческих ресурсов и созданию благоприятных условий для развития и реализации потенциала каждого сотрудника организации, что обусловливает возрастание значимости социальных составляющих менеджмента: организационной культуры, социальной справедливости в отношении работников, управленческой этики, организационной социализации, социальной активности личности, социальной ответственности организаций. В статье исследуются место и роль социализации в системе управления персоналом в новой модели организационного поведения. Теоретический анализ. На основе обобщения существующих теоретических исследований по проблеме социализации дается определение организационной социализации, раскрываются ее непосредственная и конечная цели, формулируются функции, рассматриваются стадии социализации и проблемы девиантного поведения персонала. Результаты. Установлено, что эффективная социализация личности в новой модели организационного поведения должна формировать не только члена организации, но и ее гражданина, патриота, который овладевает необходимыми знаниями, навыками, ролями, нормами и правилами поведения, а также осознает свои обязанности и ответственность за решение организационных проблем и связывает свое дальнейшее развитие и карьеру с работой в данной организации.