юридическая ответственность

Концептуальный подход к классификации и сертификации роботов и сложных автоматизированных информационных систем

Введение. С развитием и распространением роботов, систем искусственного интеллекта и сложных автоматизированных информационных систем связана проблема причинения вреда их решениями и действиями, а также проблема юридической ответственности за этот вред. Теоретический анализ. Одной из основных функций юридической ответственности является общая и частная превенция. В применении к роботам она требует их перепрограммирования, переобучения или ликвидации. Таким образом, с проблемой юридической ответственности автономных и временами непредсказуемых программно-технических механизмов напрямую связан экзистенциальный вопрос о возможности, формах и условиях их существования. Системная правовая конструкция, направленная на обеспечение безопасности и предсказуемости при создании и эксплуатации роботов может быть построена на основе классифицирующего стандарта, причем с каждым классом будут связаны определенные формы и модели ответственности. Эмпирический анализ. Основой правовой классификации роботов и сложных автоматизированных информационных систем будут являться угрозы, связанные с причинением вреда в результате их самопроизвольных действий и решений, соотнесенные с формами юридической ответственности. Могут быть выделены угрозы: причинения смерти человека; неправомерного изменения правового статуса субъекта; причинения материального вреда; нарушения личных неимущественных прав лица; информации или иному имуществу владельца (пользователя), не связанная с причинением вреда третьим лицам; угроза противоправного поведения роботов. Результаты. Предложена классификация роботов и сложных автоматизированных систем, а также подходы к юридической ответственности и обеспечению безопасности для каждого класса, указаны направления перспективной разработки правовых и технических стандартов, необходимых для обеспечения данной классификации и сертификации.

Проблемы реализации антикоррупционных стандартов в отношении лиц, замещающих государственные должности: конституционно-правовой аспект

Введение. В статье анализируются примеры процедур, связанных с реализацией антикоррупционных стандартов, учитывая специфику служебных отношений, их административный и внутриорганизационный характер. Теоретический анализ. Автором раскрываются проблемы реализации антикоррупционных стандартов, отмечается, что в большинстве случаев служебное законодательство предусматривает, что выводы, сделанные по результатам всех проверок, не носят обязательного характера, окончательное решение принимают в отношении гражданских служащих представитель нанимателя; в отношении лиц, замещающих государственные должности, – Президент Российской Федерации; на региональном уровне контроль за соблюдением антикоррупционных стандартов осуществляют главы субъектов Российской Федерации. Эмпирический анализ. В настоящее время в Российской Федерации нет специализированного государственного органа по противодействию коррупции, однако необходимость создания предусматривается Конвенцией ООН против коррупции. Результаты. Делается вывод, что процедуры реализации антикоррупционных стандартов в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, так же как и в отношении государственных и муниципальных служащих, носят, по сути, «внутренний» характер. Конституционно-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, требует осуществления контроля за соблюдением ими антикоррупционных стандартов с участием различных ветвей власти. С этой целью в Российской Федерации на федеральном уровне должен быть образован специализированный орган по противодействию коррупции, которым может стать Межведомственная комиссия по противодействию коррупции. 

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Введение. Таможенные органы, реализуя необходимые задачи и функции, нередко применяют в процессе осуществления своей деятельности меры ответственности. В условиях нестабильной экономической ситуации данная проблема приобретает особую актуальность, так как не все участники внешнеэкономической деятельности добросовестно исполняют возложенную на них обязанность по уплате таможенных платежей, тем самым они посягают на экономическую безопасность государства и наносят ущерб казне государства. Цель. Основная цель статьи – анализ проблемы существования финансово-правовой ответственности как в российском праве в целом, так и в сфере таможенного дела в частности. Результаты. В российском таможенном законодательстве выделяются санкции, носящие ярко выраженный финансово-правовой характер. К таковым в первую очередь относятся пени. Заключение. В статье аргументирован вывод о том, что финансово-правовая ответственность выступает самостоятельным видом юридической ответственности и не является разновидностью административной. Последовательно доказывается принадлежность пеней в таможенном праве к санкции, мере финансово-правовой ответственности. Автором предложено определение финансово-правовой ответственности в сфере таможенного дела

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА И ПРОПАГАНДА: СЛОЖНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАН

Введение. Проблема защиты населения от негативной информационной среды и обеспечения информационной бе- зопасности очень остро стоит в настоящее время в современ- ном российском обществе. Большой объем получаемой нами информации носит деструктивный характер и формирует анти- общественное, маргинальное поведение, в связи с чем необ- ходим поиск плодотворного информационного диалога, кото- рый бы реализовывался в рамках правового поля. Существует множество форм информационного взаимодействия власти, общества и граждан. Одними из таких форм являются реклама и пропаганда. Методы. Методологической основой исследо- вания выступает сравнительно-правовой метод, позволивший провести комплексный сравнительно-правовой анализ категорий «пропаганда» и «социальная реклама», особенностей их правового регулирования. Для проведения исследования использовались также формально-юридический метод, метод анализа, индукции и моделирования, позволившие автору предложить изменения в действующее российское законо- дательство и обосновать их необходимость на современном этапе развития российской правовой системы. Результа- ты. Исследовано российское законодательство на предмет правового регулирования социальной рекламы и пропаганды, проведен сравнительно-правовой анализ указанных катего- рий по их целям и функциям. Выделена проблема отсутствия легального термина «пропаганда» в современном российском законодательстве, влекущая правовую неопределенность. Выводы. Автор приходит к выводу о недостаточном правовом регулировании института социальной рекламы в Федеральном законе «О рекламе», поскольку последняя практически проти- воречит всей природе рекламной деятельности, в связи с чем важно не только дать определение социальной рекламы, не- обходимо четко разграничить критерии, которым должна удов- летворять социальная реклама, и поместить их в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».