байки

О влиянии «баек» на формирование методологии экономической науки и их пользе в процессе ее преподавания (Часть I)

Введение. Обосновывается возможность использования байки – поучительного полуправдивого рассказа-истории – для популяризации фундаментальной триады экономических наук: экономической теории, экономической истории и истории экономической мысли. Предложена постановка проблемы употребления жанра литературной байки как методического приема в процессе преподавания экономических дисциплин. Заявлена допустимость вовлечения байки в теоретический дискурс экономической науки в специфических условиях генезиса ее новой исследовательской парадигмы – постнеклассической модели. Теоретический анализ. Историографический обзор показал, что многие видные англоязычные и русскоязычные экономисты в своих научных статьях и монографиях текстуально или аллегорически используют термины «притчи», «басни», «рассказы», «истории», «мифы», «сага» и т.п. В связи с этим представляется возможным дополнить данный семантический ряд термином «байки». Изучение принципов построения гипотез и моделей в рамках экономической теории и экономической истории в XX в. продемонстрировало, что суть методологии данных наук – инструментализма – очень близка к процессу выдумывания полуправдивых поучительных рассказов, из которых должны следовать правильные выводы. Результаты. Как доказано, постмодерн способствовал плюрализации современной академической среды, что может благоприятно повлиять на процесс творческого самовыражения экономистов и прогресс в области хозяйственных наук.