дети
Ребёнок и Конституция России: разговоры о важном |
Введение. Презумпция знания права и законов государства предполагает, что каждый гражданин владеет необходимым объёмом правовой информации, чтобы исполнять основную обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Соответственно, изучение Конституции РФ и базовых законов обязательно и должно быть интегрировано в образовательные программы всех уровней. Особое внимание следует уделять конституционно-правовому образованию детей, ибо в данном возрасте закладывается модель поведения, которой будет следовать человек в дальнейшем. Теоретический анализ. Изучение Конституции России в детско-юношеском возрасте опирается на концепцию метаправа, утверждающую единство права, религии, философии, науки, искусства. В образовательной парадигме метаправа Конституция воспринимается сквозь духовно-нравственные ценности, этические, моральные установки, подтверждая юридическим авторитетом правильность усвоенных ребёнком представлений о должном. Начальный этап изучения Основного закона страны может совпадать с изучением ребёнком азбуки, когда отдельные буквы алфавита будут закрепляться в его памяти на примере доступных для понимания категорий конституционного права. Плодотворно обращение к содержанию Конституции РФ через призму элементарных сюжетов народных сказок, отражающих архетипы народного сознания. Посредством сказки ребёнок приобщается к народному мировосприятию, учится осознавать себя частью многонационального народа Российской Федерации, воплотившего свою политическую волю в Основном законе страны. Народное творчество выражает идеал, облечённый в художественную форму. Конституция юридически оформляет народную идею. Именно поэтому юридическая фольклористика должна быть встроена в образовательные программы по литературе, обществоведению, юриспруденции. Произведения детской художественной литературы, посвящённые Основному закону страны, – наиболее правильная форма для восприятия текста Конституции детьми шести-восьми лет. Серьезный разговор о Конституции России, истории конституционной идеи в нашей стране, политической власти и конституционной практике государства должен состояться в старшем школьном возрасте. Выбор формы подачи конституционно-правовой информации определяется ментальными поколенческими особенностями детей, обусловленными информационной средой, в которой проходило их становление и развитие. Результаты. Авторы приходят к выводу, что теория Конституции должна быть встроена в программу основного общего образования, и предлагают основы специализированной педагогической стратегии изучения Конституции детьми. Методологию изучения Конституции РФ детьми определяет самобытность правовой системы России, где мораль, этика, нравственность, культура являются сорегуляторами права. Формат образовательных практик зависит от этапов взросления, социализации и индивидуализации ребенка. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 2 |
Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: понятие и признаки |
Статья посвящена конституционной обязанности родителей заботиться о детях в Российской Федерации, о которой в науке конституционного права России на сегодняшний день отсутствует комплексное и глубокое исследование, несмотря на всю актуальность вопросов, составляющих ее содержание: воспитание детей, их содержание, обеспечение получения детьми образования, забота о здоровье детей и т.д. Автор формирует понятие данной конституционной обязанности и раскрывает ее признаки. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2011, Т. 11, вып. 1 |
ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший структурную и терминологическую трансформацию. В современных условиях повышаются требования к уровню воспитания детей и на родителей налагается больше обязанностей по отношению к ним. Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека. Государство должно поддерживать и укреплять семью, создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности. Теоретический анализ. Рассматривая семейное воспитание с различных позиций, делается глубокий анализ его юридической трактовки. Анализируются конституционные нормы и нормы семейного права, а также новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы семейного воспитания. Право ребенка на семейное воспитание представлется как сложное субъективное право, включающее правомочие: знать своих родителей и проживать с ними, право на заботу со стороны родителей, право на воспитание его родителями, право на здоровье и физическое развитие, право на содержание и нравственное благополучие. Результаты. Результатом является предложение совершенствовать законодательство Российской Федерации в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях: общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье; принятие закона о запрете физических мер воздействия к детям; дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны иметь право жить и воспитываться в семье; издание нового федерального закона о правах ребенка и приведение в соответствие с ним действующего в России федерального и регионального законодательства. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(2) |
Проблемы правового регулирования дополнительных гарантий детей, имеющих специальный правовой статус (на примере механизма предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения) |
Введение. Международно-правовые стандарты прав ребенка обязывают государство на национальном уровне обеспечивать соблюдение всех прав ребенка в целях его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, наделены также специальными правами, призванными обеспечить достижение наилучших интересов ребенка. Теоретический анализ. В действующем российском законодательстве закреплены дополнительные гарантии, входящие в содержание правового статуса детей, нуждающихся в особом внимании. К ним относятся право на образование, право на медицинское обеспечение, право на имущество и жилое помещение, право на труд, а также право на судебную защиту. Эмпирический анализ. Право на жилье, гарантированное Конституцией Российской Федерации, реализуется посредством однократного предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В настоящее время и судебная практика, и деятельность правоохранительных органов подчеркивают актуальность исследуемого вопроса, обусловленную наличием существенных пробелов в действующем законодательстве, препятствующих реализации жилищной гарантии в полной мере. Результаты. Основной причиной невыполнения государством обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на примере Саратовской области выступает отсутствие надлежащего финансирования, требующего кардинального реформирования в исследуемой сфере: отнесение полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к компетенции Российской Федерации. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019, Т. 19, вып. 4 |
ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУЖЧИН В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА |
Введение. Статья посвящена исследованию практики Консти- туционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека по вопросу реализации мужчинами их социаль- ных прав наравне с женщинами. Обсуждение. Автор в резуль- тате исследования практики Конституционного суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека делает ак- цент на позиции относительно допустимости и недопустимости дифференциации, приводящей к различиям в социальных правах мужчин и женщин. Заключение. В результате анализа право- применительной практики автор приходит к выводу, что интересы детей должны ставиться во главу решения вопросов предостав- ления социальных льгот и гарантий мужчинам и женщинам. Необ- ходимы выявление и последующее устранение позитивной дис- криминации, если последняя не обусловлена объективными целями. Мужчинам в России не всегда предоставляется защита в реализации своих социальных прав со стороны конституционного правосудия, даже если это касается интересов детей. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1 |