Образец для цитирования:
Галкин Н. А., Пряхина Т. М. Ребёнок и Конституция России: разговоры о важном // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 193-199. DOI: https://doi.org/10.18500 /1994-2540-2023-23-2-193-199
Ребёнок и Конституция России: разговоры о важном
Введение. Презумпция знания права и законов государства предполагает, что каждый гражданин владеет необходимым объёмом правовой информации, чтобы исполнять основную обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Соответственно, изучение Конституции РФ и базовых законов обязательно и должно быть интегрировано в образовательные программы всех уровней. Особое внимание следует уделять конституционно-правовому образованию детей, ибо в данном возрасте закладывается модель поведения, которой будет следовать человек в дальнейшем. Теоретический анализ. Изучение Конституции России в детско-юношеском возрасте опирается на концепцию метаправа, утверждающую единство права, религии, философии, науки, искусства. В образовательной парадигме метаправа Конституция воспринимается сквозь духовно-нравственные ценности, этические, моральные установки, подтверждая юридическим авторитетом правильность усвоенных ребёнком представлений о должном. Начальный этап изучения Основного закона страны может совпадать с изучением ребёнком азбуки, когда отдельные буквы алфавита будут закрепляться в его памяти на примере доступных для понимания категорий конституционного права. Плодотворно обращение к содержанию Конституции РФ через призму элементарных сюжетов народных сказок, отражающих архетипы народного сознания. Посредством сказки ребёнок приобщается к народному мировосприятию, учится осознавать себя частью многонационального народа Российской Федерации, воплотившего свою политическую волю в Основном законе страны. Народное творчество выражает идеал, облечённый в художественную форму. Конституция юридически оформляет народную идею. Именно поэтому юридическая фольклористика должна быть встроена в образовательные программы по литературе, обществоведению, юриспруденции. Произведения детской художественной литературы, посвящённые Основному закону страны, – наиболее правильная форма для восприятия текста Конституции детьми шести-восьми лет. Серьезный разговор о Конституции России, истории конституционной идеи в нашей стране, политической власти и конституционной практике государства должен состояться в старшем школьном возрасте. Выбор формы подачи конституционно-правовой информации определяется ментальными поколенческими особенностями детей, обусловленными информационной средой, в которой проходило их становление и развитие. Результаты. Авторы приходят к выводу, что теория Конституции должна быть встроена в программу основного общего образования, и предлагают основы специализированной педагогической стратегии изучения Конституции детьми. Методологию изучения Конституции РФ детьми определяет самобытность правовой системы России, где мораль, этика, нравственность, культура являются сорегуляторами права. Формат образовательных практик зависит от этапов взросления, социализации и индивидуализации ребенка.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.122008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.20 22 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 06.10.2022).
- Изучение информированности и восприятия населением Российской Федерации Конституции Российской Федерации: Исследование ВЦИОМ от 10.12.18 г. // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://profi/wciom.ru/open_projects/constitucija_rf (дата обращения: 10.12.2022).
- Конституция: людям или государству? Исследование ВЦИОМ от 12.12.22 г. // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews|/analiticheskki-obzor/denkonstitucii/ (дата обращения: 10.12.2022).
- VII Всероссийский тест на знание Конституции РФ в цифрах // Общественное движение «Гражданин» : [сайт]. URL: https://гражданин-дети/test_const./?ysclid (дата обращения: 10.12.2022).
- Самигуллин В. К. Правосознание: корень добра и справедливости. М. : Омега-Л ; Уфа : Диалог, 2014. 176 с.
- Барциц И. Н. Конституционный дизайн: образ государства и образ эпохи. М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 60 с.
- Кербелите Б. П. Историческое развитие структур и семантики сказок (на материале литовских волшебных сказок) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1989. 44 с.
- Пропп В. Я. Русский героический эпос. СПб. : Азбука, 2021. 832 с.
- Воскресенская З. И. Слово о Великом Законе. М. : Детская литература, 1977. 32 с.
- Калуцкая Е. К. Наша Конституция. 9–11 классы : учеб. пособие. М. : Просвещение, 2022. 144 с.
- П. 2 Главы первой Раздела первого «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» Конституции (Основного закона) РСФСР от 10 июля 1918 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.