education

Ребёнок и Конституция России: разговоры о важном

Введение. Презумпция знания права и законов государства предполагает, что каждый гражданин владеет необходимым объёмом правовой информации, чтобы исполнять основную обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Соответственно, изучение Конституции РФ и базовых законов обязательно и должно быть интегрировано в образовательные программы всех уровней. Особое внимание следует уделять конституционно-правовому образованию детей, ибо в данном возрасте закладывается модель поведения, которой будет следовать человек в дальнейшем. Теоретический анализ. Изучение Конституции России в детско-юношеском возрасте опирается на концепцию метаправа, утверждающую единство права, религии, философии, науки, искусства. В образовательной парадигме метаправа Конституция воспринимается сквозь духовно-нравственные ценности, этические, моральные установки, подтверждая юридическим авторитетом правильность усвоенных ребёнком представлений о должном. Начальный этап изучения Основного закона страны может совпадать с изучением ребёнком азбуки, когда отдельные буквы алфавита будут закрепляться в его памяти на примере доступных для понимания категорий конституционного права. Плодотворно обращение к содержанию Конституции РФ через призму элементарных сюжетов народных сказок, отражающих архетипы народного сознания. Посредством сказки ребёнок приобщается к народному мировосприятию, учится осознавать себя частью многонационального народа Российской Федерации, воплотившего свою политическую волю в Основном законе страны. Народное творчество выражает идеал, облечённый в художественную форму. Конституция юридически оформляет народную идею. Именно поэтому юридическая фольклористика должна быть встроена в образовательные программы по литературе, обществоведению, юриспруденции. Произведения детской художественной литературы, посвящённые Основному закону страны, – наиболее правильная форма для восприятия текста Конституции детьми шести-восьми лет. Серьезный разговор о Конституции России, истории конституционной идеи в нашей стране, политической власти и конституционной практике государства должен состояться в старшем школьном возрасте. Выбор формы подачи конституционно-правовой информации определяется ментальными поколенческими особенностями детей, обусловленными информационной средой, в которой проходило их становление и развитие. Результаты. Авторы приходят к выводу, что теория Конституции должна быть встроена в программу основного общего образования, и предлагают основы специализированной педагогической стратегии изучения Конституции детьми. Методологию изучения Конституции РФ детьми определяет самобытность правовой системы России, где мораль, этика, нравственность, культура являются сорегуляторами права. Формат образовательных практик зависит от этапов взросления, социализации и индивидуализации ребенка.

Анализ динамики развития рынков интеллектуальных товаров и услуг в российских регионах

Введение. Развитие науки и техники в последние десятилетия, активное внедрение инноваций и происходящие технологические изменения значительно повлияли на экономические процессы и привели к возникновению постиндустриальной экономической системы с преобладанием четвертичного знаниеемкого сектора экономики. Теоретический анализ. Развитие интеллектуальной деятельности и расширение сферы интеллектуального производства меняют качество самой экономической системы. В современной экономике развитие рынков интеллектуальных товаров и услуг приводит к качественным сдвигам в традиционных секторах экономики, что обусловливает важность изучения их динамики развития. Эмпирический анализ. На эмпирических данных 85 российских регионов за 2014–2021 гг. был рассчитан интегральный показатель уровня развития региональных рынков интеллектуальных товаров и услуг по девяти показателям, характеризующим наиболее масштабные знаниеемкие сектора генерации знаний региональных экономик: образовательные услуги, инновации и информационные технологии. Результаты. Определена динамика развития региональных рынков интеллектуальных товаров и услуг в целом и выявлены неравномерность их развития и высокая степень дифференциации. «Разорванность» регионов с высоким уровнем развития знаниеемких секторов друг от друга тормозит формирование равномерного инновационного пространства и распространение высокотехнологичного уклада, эффективный перелив знаний, технологий, информации и экономический рост в целом. Заключение. Результаты исследования могут использоваться для анализа изменений рынка образовательных услуг, при проведении исследований инновационного и информационного развития регионов, прогнозирования качественных и количественных трендов развития рынков интеллектуальных товаров и услуг.

ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В статье рассматривается необходимость формирования современной парадигмы экономической мысли на основе ценностей, адекватных специфике развития российской модели экономики.

Сочинения А. Н. Радищева: этюд экономико-антропологической интерпретации

Введение. А. Н. Радищев в своих сочинениях закладывает основы гуманистического изучения российского общества и антропологического понимания хозяйственных порядков. Большинство работ при жизни не были опубликованы. Научное издание произведений и исследование взглядов, в основном социального характера, было предпринято в 40–50 гг. XX в. В комментариях акцентировалось радикальное мировоззрение мыслителя, проявившееся на литературном поприще. В реальности же творчество просветителя более многогранно и охватывает философию, право, историю, экономику. Выделены три жизненных периода, отличных по тематике, но созвучных нравственным представлениям. Теоретический анализ. Первый период творчества характеризуется сочинениями социальной философии, художественной прозой и официальными записками правового и экономического характера, в которых выявляется амбивалентное отношение Радищева к власти, законотворчеству и моральным установкам человека. Выявлено вероятное совпадение взглядов просветителя с его европейскими современниками (Локк, Дидро, А. Смит, Блекстоун) российскими учёными (Татищев, Шторх). Определяются параллели с работами И. Канта и категориальным аппаратом современной экономической антропологии. Эмпирический анализ. В компаративистском ключе интерпретируются взгляды Радищева и Екатерины II. Показано, что прямых инвектив в «Путешествии из Петербурга в Москву» против императрицы нет. Труды по законодательству в третьем периоде творчества являются скорректированным продолжением работ первого периода. Наиболее полно экономико-антропологическая тематика представлена в сочинении «О Китайском торге», в котором в неявном виде отвергаются принципы экономической политики правительства, не учитывающей пространственное своеобразие России, её цивилизационную миссию и потенциал свободного предпринимательства. Результаты. Сочинения А. Н. Радищева предвосхищают поле исследования современной экономической антропологии: придаётся значение рефлексии в поведении человека, его ноуменальное и феноменальное представление, историческое конструирование способов действия и мысли, перформативное мышление, иерархичность и фрагментация власти, структурации хозяйственных (рыночных) отношений. Ключевыми понятиями являются коллективная вера, чувства и привычки, склонности и индивидуальные отличия, благо-действие, объективные и субъективные интересы, разумность и рациональность в историческом преломлении. Выделены наиболее важные с позиции просветителя проблемы соборности, воли, моральных императивов, приобретения систематического знания, необходимости законов, прав человека.

Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента

Введение. Специфика современного профессионального юридического образования неотъемлемо связана с необходимостью формирования правовой культуры юриста, что представляет собой важную конституционную ценность. Основополагающая первостепенная роль юридического образования как конституционной ценности прослеживается не только в процессе формирования правосознания и правовой культуры будущих юристов, но и опосредованно, через реализацию ими профессиональной составляющей: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В связи с этим формирование профессиональной правовой культуры студента в рамках юридического образования является одним из особо важных аспектов его обучения, а в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, – необходимым условием эффективной реализации российского права. Теоретический анализ. Авторами предпринята попытка всесторонне изучить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, в частности морально-нравственной их ориентации, необходимой для служения закону. Эмпирический анализ. Проанализированы профессиональные компетенции, определяющие востребованность на рынке труда выпускников юридических вузов, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями, предъявляемыми к юристам работодателями. Результаты. Авторы приходят к выводу, что тщательно организованная система юридического образования может быть эффективной только тогда, когда в процессе образования студентов воспитывается и формируется правовая культура юриста, с ответственным отношением к долгу служения закону и интересам общества. 

Влияние системы профессиональной ориентации на эффективность использования трудовых ресурсов и производительность труда

Введение. С учетом высокой динамики и стохастичности спроса и его величины на современных рынках товаров и услуг вопрос профессиональной ориентации на всех этапах жизненного цикла работника становится весьма актуальным. Эффективно сформированная и функционирующая система профессиональной ориентации позволит избежать избыточных затрат ресурсов самим работником, организацией и национальной экономикой в целом, обеспечивая возможности повышения производительности труда. Теоретический анализ. Оценка рабочей силы зависит от таких характеристик человека, ею обладающего, как его интеллектуальные и физические способности, однако оценка рынка труда имеет три аспекта, зависящих от его субъектов: работодателей, работников и органов государственной власти. Каждый из субъектов имеет свои интересы на рынке труда и инструменты их реализации. Однако анализ показывает, что необходимость развития эффективной системы профессиональной ориентации является одинаково актуальной для всех субъектов. В основе формирования данной системы, как и подготовки будущих специалистов, должно лежать тесное взаимодействие учебных заведений и будущих работодателей, а также анализ и прогнозирование тенденций внешней по отношению к рынку труда среды. Эмпирический анализ. Для российского рынка труда характерна высокая динамика создания и ликвидации рабочих мест в различных отраслях, причем соотношение между количеством создаваемых и ликвидируемых рабочих мест в разных отраслях различно. Это позволяет сделать заключение об актуальности перераспределения части высвобождающихся работников в другие отрасли, что актуализирует вопросы профессиональной ориентации и переквалификации трудовых ресурсов. Также для российского рынка труда можно выделить следующие тенденции: несбалансированность спроса и предложения; рост популярности рабочих профессий; необходимость продолжать работу с персоналом, имеющимся в штате; рост числа сотрудников, работающих на дому; неизбежность роста возраста сотрудников предприятий и организаций. Результаты. Выход из данной ситуации видится в построении системы подготовки молодежи к осознанному выбору профессии на основе формирования новой модели профессиональной ориентации молодежи и разработке комплексной стратегии развития кадров экономики страны на несколько (минимум 5–7) лет вперед.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ПОПАДАНИЯ СТРАНЫ В «ЛОВУШКУ ОТСТАЛОСТИ»

Введение. Решение проблемных вопросов технологического развития России является актуальной задачей формирования инновационной экономики. В последние годы наблюдается интенсификация добычи полезных ископаемых и их продажи за рубеж, что может привести к быстрому истощению ресурсов и ухудшению положения страны в будущем, однако при грамотной макроэкономической политике наличие сырья и сырьевого экспорта может стать серьезным конкурентным преимуществом страны.

Теоретический анализ. В статье проведен анализ инновационного роста экономики в условиях нарастания объемов добычи природных ресурсов, проводимый в рамках модели Солоу, а также даны оценка и обоснование факторов, отрицательно влияющих на экономику. В статье разработаны экономико-математические модели роста на основе модификации модели Солоу с постоянной нормой сбережения.

Обсуждение результатов. Проведены моделирование динамики технологического развития экономики и анализ эффекта попадания экономики в «ловушку отсталости» при отставании экономики от мировых технологических лидеров. Доказано, что экзогенные высокие цены на ресурс при низких технологическом уровне, потенциале развития и уровне образования могут привести к усилению зависимости экономики от сырьевого фактора. С помощью методов математического моделирования обосновано, что при стабильно высоких ценах страна начнет утрачивать потенциал развития и в экономике будет преобладать сырьевая составляющая, далее, в случае падения цен на ресурс, большинство инвестиций в экономике вновь перейдет в обрабатывающий сектор, который, однако, будет иметь потенциал развития, недостаточный для ликвидации отставания экономики, может понизиться уровень образования в случае его непостоянства, что сделает выход экономики на мировой уровень невозможным.

«ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ» В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Введение. В статье рассматривается содержание Теории «Тройной спирали», разработанной западными учеными в начале XXI в., суть которой заключается в необходимости инновационного взаимодействия трех движущих сил современной экономики – университетского сообщества, промышленных предприятий и органов государственной власти, и анализируются практические стороны данного взаимодействия в Саратовской области, показываются преимущества и недостатки взаимосвязи между данными элементами. Теоретический анализ. Рассмотрение взаимодействия между элементами «тройной спирали» предполагает использование методов научного исследования. К ним относятся системный, комплексный, статистический методы, анализ и синтез исследу- емого объекта, использование методов специальных исследований (данные интервью). Эмпирический анализ. В рамках инновационного взаимодействия на региональном уровне рассматривается возможность капитализации имеющихся наличных материальных и финансовых ресурсов региона и показывается, что в Саратовской области осуществить такую капитализацию проблематично из-за высокой кредитной задолженности региона. Результаты. В заключение делается вывод о том, что многое в функционировании «тройной спирали» зависит от деятельности региональных органов государственной власти, которые должны проводить соответствующую экономическую политику, увеличивать капитализацию имеющихся материальных и образовательных ресурсов в Саратовской области, предотвращать «утечку мозгов» из региона, создавать благопри- ятные условия для реализации инновационных разработок наиболее одаренной студенческой молодежи, научного сообщества и инновационного бизнеса.