экономическая история
О влиянии «баек» на формирование методологии экономической науки и их пользе в процессе ее преподавания (Часть I) |
Введение. Обосновывается возможность использования байки – поучительного полуправдивого рассказа-истории – для популяризации фундаментальной триады экономических наук: экономической теории, экономической истории и истории экономической мысли. Предложена постановка проблемы употребления жанра литературной байки как методического приема в процессе преподавания экономических дисциплин. Заявлена допустимость вовлечения байки в теоретический дискурс экономической науки в специфических условиях генезиса ее новой исследовательской парадигмы – постнеклассической модели. Теоретический анализ. Историографический обзор показал, что многие видные англоязычные и русскоязычные экономисты в своих научных статьях и монографиях текстуально или аллегорически используют термины «притчи», «басни», «рассказы», «истории», «мифы», «сага» и т.п. В связи с этим представляется возможным дополнить данный семантический ряд термином «байки». Изучение принципов построения гипотез и моделей в рамках экономической теории и экономической истории в XX в. продемонстрировало, что суть методологии данных наук – инструментализма – очень близка к процессу выдумывания полуправдивых поучительных рассказов, из которых должны следовать правильные выводы. Результаты. Как доказано, постмодерн способствовал плюрализации современной академической среды, что может благоприятно повлиять на процесс творческого самовыражения экономистов и прогресс в области хозяйственных наук. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 4 |
Диалог о новой экономической политике: Дж. М. Кейнс и В. И. Ульянов-Ленин |
Введение. Особый интерес вызывает изучение достижений выдающихся личностей всемирного масштаба, которые внесли свой весомый вклад в экономическую науку, сыграли судьбоносную роль в международной истории политики и хозяйственной деятельности, заложили предпосылки для становления оригинальных школ экономической мысли, названных именами основателей. Таковыми были Джон Мейнард Кейнс и Владимир Ильич Ульянов-Ленин. Методы и понятия. Термин «диалог», означающий разговор, беседу, обмен репликами в устной и письменной речи, точно характеризует форматзаочного общения Дж. М. Кейнса и В. И. Ленина. Лично незнакомые, не испытывавшие взаимных симпатий собеседники обращались друг к другу в публикациях и публичных выступлениях, излагая и комментируя высказанные слова, озвученные мысли, совершенные дела и поступки, исповедуемые духовно-нравственные ценности и разделяемые социально-политические идеалы визави. Диалог двух выдающихся персон касался проблем выработки и реализации новой экономической политики в международной сфере и в отдельных странах. Анализ и интерпретация. Непосредственным поводом к началу диалога послужило издание в декабре 1919 г. книги Дж. М. Кейнса «Экономические последствия мира», в которой неоднократно упоминалась фамилия В. И. Ленина. Диалог Дж. М. Кейнса и В. И. Ленина протекал не только в формате публичного обращения друг к другусуказанием фамилии собеседника, но и в скрытой форме реминисценции – воспоминания о сказанном и услышанном, написанном и воспринятом визави. Результаты. Взаимное общение Дж. М. Кейнса и В. И. Ленина поддерживалось в режиме «Ab voce, ad rem» – отслов к делу. Высказанные собеседниками серьезные мысли, находили свое реальное воплощение. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 1 |