Federation Council
СОВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ |
Введение. Президент РФ занимает лидирующее место в си- стеме органов власти России. Конституция РФ в ст. 80 опре- деляет статус Президента РФ в качестве главы государства, в чьи функциональные обязанности входят обеспечение, ко- ординация и контроль наиболее важных сфер государствен- ного управления: Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Российской Федерации, ее неза- висимости и государственной целостности, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основополагающими инструментами в деятельности главы государства выступают его правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики госу- дарства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также представительство России внутри страны и в международных отношениях. Для реализации компетенции глава государства наделяется широкими полномочиями, уста- новленными главой 4 и иными статьями Основного закона, а также конституционным законодательством. Так, Президент РФ наделен правом по формированию собственного аппарата, а именно Администрации и входящих в нее полномочных пред- ставителей (пп. и), к) ст. 83 Конституции РФ). Цель. Основная цель работы состоит в теоретическом осмыслении института полномочных представителей главы Российского государства и выработке практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования и правоприменения. Результаты. Констатируется, что создание института полномочных пред- ставителей Президента РФ определено неограниченным кон- ституционным правом главы государства и направлено на фор- мирование механизма реализации его широкой компетенции. Заключение. Статус полномочного представителя определя- ется главой государства, отличается правовым многообразием, требует законодательной унификации и совершенствования правоприменительной практики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4 |
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ |
Форма правления как одна из трех характеристик устройства государства определяется способами формирования органов государственной власти. Классическая формула определяет республику как форму правления, при которой высшие органы власти избираются или формируются обще национальным представительным учреждением. В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и места президента (главы государства) в системе государственной власти различают президентскую, полупрезидентскую и пар- ламентскую республики, в которых юридически или фактически президент всегда является главой исполнительной власти или ее частью. При этом фундаментальными принципами, определяющими систему государственной власти и места в ней президента, выступают принцип разделения властей и са- мостоятельность их органов (ст. 10 Конституции РФ), а также единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы формальной и фактической формы правления России, сопоставив признаки парламенской, президентской и полупрезидентской республик. Результаты. Констатируется, что на современном этапе развития российской государственности необходим переход от сверхпрезидентской к парламентской форме правления с соответствующими изменениями конституционного законодательства и правоприменительной практики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4 |