финансовая грамотность

Проблемы обеспечения безопасности экономического следа личности в интернете

Введение. В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности экономической информации частных лиц в интернете. Исследованы понятие и формы экономического интернет-следа личности. Теоретический анализ. Мошеннические действия в виртуальной среде, направленные против частных лиц, занимают значительную долю от общего количества киберпреступлений. Основным мотивом правонарушений является получение финансовой выгоды, а методом – распространение и использование вредоносного программного обеспечения. Проанализировано противоречие формальных институтов обеспечения экономической кибербезопасности и неформальных институтов виртуального мошенничества, а также представлены способы его разрешения: ужесточение контроля и организация гармоничного взаимодействия экономических агентов. Исследованы формы институциональной координации субъектов на основе рыночных отношений: введение периода охлаждения при осуществлении финансовых операций; определение минимального объема средств, после которого транзакция подлежит обязательному контролю со стороны финансовых структур и надзорных органов; установление суммы денежных средств, которую банки должны возвращать в упрощенном и безусловном порядке клиентам – физическим лицам, ставшим жертвами кибермошенников; внедрение технологии блокчейн. Особое внимание уделено вопросу формирования финансовой грамотности населения. Отмечено увеличение случаев кибермошенничества в период пандемии коронавируса. Результаты. Делается вывод о слабости государственных и рыночных институтов защиты экономического интернетследа личности. Предлагается разработать соответствующую государственную стратегию повышения безопасности использования экономической информации частных лиц в интернете.

Стандарты базовых знаний для оценки финансовой грамотности взрослого населения

Введение. В статье отражены основные требования к результатам работы системы финансовой грамотности для взрослого населения. Теоретический анализ. Стандарт базовых знаний является инструментом в области образования, фиксирующим уровень знаний, которые определяют финансовую грамотность. Эмпирический анализ. Финансовые знания имеют прикладной характер, представляют собой набор сведений и навыков, которые обладают свойством универсальной применимости и объективно необходимы для поддержания и улучшения финансового благополучия в ежедневной жизни. Результаты. В рамках реализации Национальной стратегии финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы рассматриваемые стандарты базовых знаний для взрослых можно использовать в процессе разработки региональных программ, нацеленных на широкую целевую аудиторию, они могут послужить выявлению факторов и барьеров повышения уровня финансовой грамотности населения России, созданию эффективных инструментов измерения результатов проведенных мероприятий и качественной оценке итогов работы. Статья подготовлена в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Введение. Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку до- статочный уровень финансовой грамотности способствует по- вышению уровня жизни, финансовой безопасности граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. На сегодняшний день продолжается поиск методик комплексной оценки финансовой грамотности населения и механизмов ее повышения. Теоретический анализ. Основу методики оценки финансовой грамотности населения должна составлять правильно подобранная система индикаторов, по- зволяющая использовать инструменты психолого-экономиче- ского исследования, направленных на выявление группы про- стых и синтетических показателей финансовой грамотности (компетентности) и их опережающего прогноза (оценки ожи- даний их динамики) со стороны финансовых институтов и лиц, принимающих решения. Эмпирический анализ. Анализ со- держания финансовой грамотности позволил выделить составные элементы (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация), наличие которых выявляется эмпирически на основе проведения тестирования. Результаты. Предложенная методика позволяет лучше понять, каков сегодня уровень финансовой грамотности россиян, в каких социально-демографических группах или по каким именно компетенциям существуют проблемы, чтобы лучше таргетировать программы финансовой грамотности населения.

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. Актуальность исследования подтверждается значительным вниманием общественности, государственных ин- ститутов и отдельных домохозяйств к проблеме повышения финансовой грамотности в России. На сегодняшний день про- должается разработка технологий повышения финансовой грамотности населения. Теоретический анализ. Повышению финансовой грамотности населения должно способствовать проведение системной государственной политики, направлен- ной на развитие системы финансового образования, укрепле- ние защиты прав потребителей финансовых услуг, повышение их доступности для граждан. Непременным условием реализации этой политики должно стать создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровнях, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, выстраивание системы оценки как уровня финан- совой грамотности различных категорий граждан страны, так и эффективности тех мероприятий, которые направлены на его повышение. Эмпирический анализ. На основе анализа государственных и частных инициатив, направленных на повышение финансовой грамотности выделены элементы комплексной системы финансового просвещения. Результаты. Анализ наметил возможные направления повышения финансовой грамотности населения для формирования комплексной модели финансового образования и просвещения.