Internet
ИНТЕРНЕТ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ |
В статье рассматриваются методологические аспекты формирования теоретической модели Интернета в отечественной юридической науке. Результаты. По мнению автора, операционализация идеализированного объекта Интернета формируется на базе его технических свойств артефакта, социальные аспекты Интернета остаются вне фокуса внимания методологов информационного права. Обсуждение. Автор приходит к выводу о том, что данная ситуация требует методологических корректировок, позволяющих зафиксировать и социальные аспекты Интернета, в том числе и в динамической перспективе, его способность быть инструментом установления практически любых правоотношений. В этом отношении плодотворным будет использование накопленных коммуникативистикой знаний о моделях и типах интернет-коммуникации. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(1) |
Математическое моделирование экономической конъюнктуры российского рынка интернет-торговли |
Введение. Концепция цифровой экономики, появившаяся в конце XX в., предусматривает широкое применение электронных и цифровых технологий в различных сферах экономики. Отдельные предприятия и целые отрасли трансформируют существующие модели бизнес-процессов, ориентируясь на современные информационно-коммуникационные средства. Одним из наиболее важных факторов, влияющим на этот процесс, является развитие интернет-технологий. Теоретический анализ. Всемирная сеть Интернет, как ключевой канал коммуникаций в социальной сфере и коммерции, стал основным драйвером развития нового сегмента потребительского рынка – рынка электронной коммерции. Уже в первые годы работы интернет-магазины показали высокий уровень продаж и открыли новые направления в оптимизации бизнес-процессов. С появления первой торговой точки в США прошло почти 30 лет. Сегодня это целая индустрия по всему миру, оснащенная по последнему слову техники, работающая практически в автономном режиме. Российский рынок интернет-торговли сегодня переживает небывалый подъем. Рост активности покупателей обусловлен такими факторами, как удобство, экономия времени и средств, оперативность доставки товара. Эмпирический анализ. Выявлено, что российский рынок интернет-торговли является динамично развивающимся сегментом потребительского рынка страны. Исследована количественная оценка рынка, рассмотрена его структура, проанализированы статистические закономерности и обоснованы тенденции дальнейшего развития. Результаты. Обозначен вектор дальнейшего развития рынка интернет-торговли, приведены результаты моделирования динамики его объема на период 2020–2022 гг. в России, обоснованы выводы о повышательном тренде как на внутреннем, так и на трансграничном рынках. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 2 |
Особенности правового регулирования конституционного права каждого производить информацию в сети «Интернет» |
Введение. Современное общество переживает очередную информационную революцию, связанную с формированием и развитием глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с этим возникает вопрос об осмыслении особенностей реализации права на производство информации в интернет-пространстве. Теоретический анализ. В статье рассматривается производство информации в ХIХ в., в советский период и настоящее время. Развитие сети «Интернет» значительно упростило создание и передачу информации, в связи с чем конституционное субъективное право производить информацию становится доступным каждому. Эмпирический анализ. На примере правовых ограничений права производить информацию выделяются особенности, имеющие значение для правового регулирования соответствующих общественных отношений. Результаты. Отношения, связанные с правом на производство информации в сети «Интернет», обладают рядом особенностей, среди которых следует выделить: 1) изменение способов и ускорение производства информации, превалирование единого процесса «производства-распространения» информации; 2) размывание грани между частным и публичным информационным пространством; 3) неоднородность субъектов, занятых производством информации. Анализ современного российского законодательства позволил выявить такие тенденции, как использование косвенных ограничений права на производство информации, а также недостаточность дифференциации правового регулирования деятельности субъектов, занятых производством и распространением информации в сети «Интернет». |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020, Т. 20, вып. 1 |
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ |
Введение. В начале XXI в. в экономике многих стран произошли глубокие структурные изменения, связанные с формированием нового постиндустриального уклада. Указанные сдвиги требуют адекватного теоретического осмысления. В статье рассматривается структура воспроизводственного процесса совокупного общественного продукта с участием двух подразделений: материального и информационного секторов экономики. Теоретический анализ. Проанализировано простое и расширенное воспроизводство совокупного общественного продукта с участием информационного сектора. Выдвигается гипотеза о существовании экономического закона опережающего развития информационного сектора экономики на этапе становления постиндустриальной общественной системы. Анализ современного состояния экономики России выявил наличие негативных тенденций: структурной деформации и деиндустриализации, протекающих на фоне затяжной экономической стагнации. Результаты. Делается вывод о необходимости разработки комплексной общенациональной стратегии развития информационного сектора экономики, способного стать локо- мотивом обновления (диверсификации) структуры национального хозяйства России, преодоления ее сырьевой зависимости. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЯ |
Сохранение стабильности функционирования страховых компаний, особенно в периоды кризиса и экономической нестабильности, требует развития новых каналов продаж страховых продуктов. В статье исследуются вопросы становления и развития такого относительно нового для России вида страхования, как интернет-страхование. Теоретический анализ. Анализируются его преимущества, проблемы, рыночный механизм. Рассмотрены вопросы организации интернет-представительства страховой компании, этапы интернет-страхования, внедрение систем CRM. Результаты. Сделан вывод о перспективности развития данного вида страхования в России. В условиях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования в сети Интернет. Следует поощрять развитие институтов страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийных фондов и применения иных экономически оправданных мер, направленных на повышение потенциала национальных операторов рынка интернет-страхования. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3 |