Конституция Российской Федерации

Ребёнок и Конституция России: разговоры о важном

Введение. Презумпция знания права и законов государства предполагает, что каждый гражданин владеет необходимым объёмом правовой информации, чтобы исполнять основную обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Соответственно, изучение Конституции РФ и базовых законов обязательно и должно быть интегрировано в образовательные программы всех уровней. Особое внимание следует уделять конституционно-правовому образованию детей, ибо в данном возрасте закладывается модель поведения, которой будет следовать человек в дальнейшем. Теоретический анализ. Изучение Конституции России в детско-юношеском возрасте опирается на концепцию метаправа, утверждающую единство права, религии, философии, науки, искусства. В образовательной парадигме метаправа Конституция воспринимается сквозь духовно-нравственные ценности, этические, моральные установки, подтверждая юридическим авторитетом правильность усвоенных ребёнком представлений о должном. Начальный этап изучения Основного закона страны может совпадать с изучением ребёнком азбуки, когда отдельные буквы алфавита будут закрепляться в его памяти на примере доступных для понимания категорий конституционного права. Плодотворно обращение к содержанию Конституции РФ через призму элементарных сюжетов народных сказок, отражающих архетипы народного сознания. Посредством сказки ребёнок приобщается к народному мировосприятию, учится осознавать себя частью многонационального народа Российской Федерации, воплотившего свою политическую волю в Основном законе страны. Народное творчество выражает идеал, облечённый в художественную форму. Конституция юридически оформляет народную идею. Именно поэтому юридическая фольклористика должна быть встроена в образовательные программы по литературе, обществоведению, юриспруденции. Произведения детской художественной литературы, посвящённые Основному закону страны, – наиболее правильная форма для восприятия текста Конституции детьми шести-восьми лет. Серьезный разговор о Конституции России, истории конституционной идеи в нашей стране, политической власти и конституционной практике государства должен состояться в старшем школьном возрасте. Выбор формы подачи конституционно-правовой информации определяется ментальными поколенческими особенностями детей, обусловленными информационной средой, в которой проходило их становление и развитие. Результаты. Авторы приходят к выводу, что теория Конституции должна быть встроена в программу основного общего образования, и предлагают основы специализированной педагогической стратегии изучения Конституции детьми. Методологию изучения Конституции РФ детьми определяет самобытность правовой системы России, где мораль, этика, нравственность, культура являются сорегуляторами права. Формат образовательных практик зависит от этапов взросления, социализации и индивидуализации ребенка.

Стратегические национальные приоритеты России в поправках к Конституции РФ 2020 года

Введение. Стратегические национальные приоритеты в России закрепляются в Стратегии национальной безопасности, которая была утверждена в 2021 г. В связи с этим возникает вопрос: как соотносятся данные приоритеты с теми поправками к Конституции Российской Федерации, которые были внесены в 2020 г.? Теоретический анализ. Выявлено, что в зависимости от этапов развития государства система приоритетов может меняться, что обусловлено как внутригосударственными, так и международными факторами. Закрепление системы приоритетов в специальном документе задает векторы развития государства на определенный период. Фиксация данных стратегических приоритетов государства в Основном законе страны придает им особый смысл, значимость и специальную повышенную защиту. Эмпирический анализ. Проведен сравнительный анализ стратегических национальных приоритетов с текстом конституционных поправок, принятых в 2020 г., выявлено их соответствие и возможность реализации органами публичной власти современной России. Результаты. Система стратегических национальных приоритетов современной России выстроена таким образом, чтобы достичь национальных целей развития Российского государства, предотвратить наступление внутренних и внешних угроз страны, а их реализация возможна только посредством согласованного функционирования и взаимодействия всех органов публичной власти и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации.

Конституционно-правовое регулирование использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Введение. В настоящее время информационные технологии занимают важное место в жизни каждого человека и активно применяются во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Одной из сфер активного использования новейших информационных технологий является избирательный процесс. Так, на выборах и референдумах в России регулярно применяются электронные устройства для голосования, подсчета голосов и передачи данных в рамках системы избирательных комиссий, а также средства видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования. Теоретический анализ. Анализируя правовые основы использования информационных технологий в избирательном процессе Российской Федерации, следует отметить, что важное значение указанных технологий подчеркивается в последней редакции Конституции Российской Федерации. Избирательное законодательство России является весьма масштабным и помимо базового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организационно-правовые особенности использования информационных технологий регулируются целым рядом нормативно-правовых актов. Эмпирический анализ. Учитывая тот факт, что в российском избирательном процессе информационные технологии в различном виде применяются достаточно давно, следует отметить их существенные технические изменения. Анализ различных аспектов использования указанных технологий позволил выделить их достоинства и недостатки. Результаты. Автором выявлены проблемы правовой регламентации стационарного и дистанционного электронного голосования, а также применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, в том числе в сети Интернет, отмечается необходимость систематизации существующих норм и восполнения имеющихся правовых пробелов, в связи с чем сформулированы предложения по регламентации организационно-правовых особенностей использования указанных технологий в Федеральном законе «Об электронном голосовании в Российской Федерации».

Соразмерность как конституционный принцип ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Введение. Конституция РФ 1993 г. допускает возможность ограничения прав и свобод личности и устанавливает императивные условия (принципы) введения и действия этих ограничений. Одним из таких конституционных принципов является принцип соразмерности: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для достижения указанных в части 3 статьи 55 целей. Теоретический анализ. Принцип соразмерности ограничений определенным целям в настоящее время декларируется конституциями многих государств, а также является частью международно-правовых критериев ограничений прав человека. Некоторые концептуальные вопросы содержания конституционного принципа соразмерности разрешены Конституционным Судом России. В самом общем виде принцип соразмерности означает, что: применяемые для ограничения прав и свобод меры (средства) должны быть обусловлены конституционными целями; ограничительные меры (средства) не должны быть большими, чем это необходимо; ограничительные меры (средства) не должны приводить к несоразмерным, чрезмерным, избыточным ограничениям. Эмпирический анализ. Анализ решений Конституционного Суда России показывает, что в каждом конкретном случае Суд определяет необходимую меру в ограничении того или иного права (свободы), сопоставляя, взвешивая конституционно признаваемые ценности (с одной стороны – права определенного человека, с другой – права иных лиц, интересы государства, интересы общества), а также оценивая адекватность правовых средств, применяемых для достижения какой-либо конституционно установленной цели (целей) ограничения. Выводы, к которым пришел Суд относительно соразмерности или несоразмерности (чрезмерности) ограничения того или иного права, обязательны не только для законодателя, но и в некоторых случаях для правоприменителя. Результаты. Делается вывод о том, что реализация конституционного принципа соразмерности ограничений в законотворчестве и правоприменении означает, что при установлении и применении ограничений прав и свобод для достижения определенной конституционной цели (целей) должны предусматриваться и использоваться исключительно необходимые в данной ситуации меры (средства). Принцип соразмерности ограничений является одним из критериев оценки конституционности ограничения любого права или свободы, а также одной из гарантий от произвольных (необоснованных, чрезмерных, неконституционных) ограничений, поскольку предполагает существование определенных границ (пределов, рамок, условий) законотворчества и правоприменения.

Федеральный закон как приоритетная форма закрепления ограничений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Введение. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ 1993 г., ограничения прав и свобод человека и гражданина могут быть установлены исключительно федеральным законом. Теоретический анализ. Регулирование прав и свобод человека и гражданина – конкретизация их содержания, определение процедур реализации, случаев и способов ограничения – должно осуществлять федеральными законами. Закрепление ограничений прав личности федеральным законом означает, что ограничения вводятся представителями народа; они должны быть четко сформулированы в статьях закона; ограничения посредством федерального закона становятся общеизвестными. Эмпирический анализ. Исследование решений Конституционного Суда РФ показывает, что при оценке конституционности ограничений прав личности Суд подтверждает, что они должны быть установлены только федеральным законом. Кроме этого, Конституционный Суд РФ предъявляет определенные требования к содержанию, качеству федерального закона, закрепляющего ограничения прав человека. В частности, федеральный законодатель обязан соблюдать критерии необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям. Основные международные акты о правах человека также требуют, чтобы ограничения прав человека устанавливались законами. Практически каждый действующий в настоящее время федеральный закон, регулирующий то или иное право (или свободу), содержит ограничения этого права (свободы). В отдельных случаях, указанных в решениях Конституционного Суда РФ, установление ограничений прав и свобод возможно и другими нормативными правовыми актами. Результаты. Делается вывод о том, что закрепление ограничений прав и свобод личности именно в федеральном законе должно гарантировать ясность, четкость, определенность, единообразие в понимании, общеизвестность, стабильность действующих ограничений. Законодательное регулирование ограничений прав и свобод личности – это гарантия от произвольных ограничений.

К вопросу о закреплении принципов избирательного права в Конституции Российской Федерации

Введение. В статье рассматривается правовая регламентация универсальных принципов избирательного права Российской Федерации: принципа всеобщего избирательного права, принципа равного избирательного права, принципа прямого избирательного права и принципа тайного голосования. Теоретический анализ. Указанные принципы полноценно регламентированы федеральным законодательством, однако действующий Основной закон Российской Федерации закрепляет их лишь в отношении выборов Президента Российской Федерации. В статье также анализируются правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и международные избирательные стандарты. Результаты. Автором сформулированы предложения по закреплению универсальных принципов избирательного права в Конституции Российской Федерации в случае ее возможного дальнейшего пересмотра.

Конституционное регулирование ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации

Введение. Выборы являются одной из базовых ценностей демократии; они обеспечивают гражданам возможность принять участие в управлении делами государства. Теоретический анализ. Конституция России 1993 г. в ст. 32 закрепляет избирательные права российских граждан – право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В этой же статье Конституция РФ устанавливает ограничения избирательных прав российских граждан. Эмпирический анализ. Конституция России, во-первых, устанавливает единые ограничения для активного и пассивного избирательного права (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда); во-вторых, отдельно предусматривает ограничения только пассивного избирательного права (возрастной ценз, ценз постоянного проживания, запрет баллотироваться на должность в третий раз подряд – для кандидата в Президенты РФ; возрастной ценз – для кандидата в депутаты Государственной Думы); в-третьих, закрепляет общие условия ограничения всех прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с которыми в федеральных законах устанавливаются дополнительные ограничения избирательных прав. Результаты. Делается вывод о том, что: 1) Конституция РФ 1993 г. сама ограничивает активное избирательное право и пассивное избирательное право российских граждан; 2) на основе ч. 3 ст. 55 в федеральных законах установлен широкий круг дополнительных (по отношению к конституционным) ограничений избирательных прав.

Международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина и их значение для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации

Введение. Конституция РФ 1993 г. допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Одним из условий установления ограничений прав и свобод индивида является их соответствие международным договорам о правах человека. Основными международными документами в сфере прав человека являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Указанные международные акты о правах человека универсального и регионального характера закрепляют не только перечень прав и свобод, но и стандарты их ограничений. Цель. Целью статьи являются выявление и анализ международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также определение их значения для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. Результаты. Анализ основных международных актов о правах человека позволил выявить международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина: ограничения должны устанавливаться с определенными целями; устанавливаться только законом; быть соразмерны (пропорциональны) тем целям, ради которых они вводятся; нельзя ограничивать права и свободы человека из-за пола, расы, цвета кожи и других признаков; некоторые права и свободы нельзя ограничивать ни при каких обстоятельствах (свобода от рабства и подневольного состояния, право не подвергаться пыткам и др.); для ограничения права на жизнь и права на свободу существует исчерпывающий перечень оснований; является допустимым ограничение прав представителей администрации, сотрудников полиции, военнослужащих, иностранцев; в условиях чрезвычайного положения в отношении некоторых прав и свобод личности могут вводиться дополнительные ограничения, в отношении отдельных прав и свобод дополнительные ограничения недопустимы, неограничиваемые (абсолютные) права и свободы сохраняют свое действие. Заключение. Делается вывод о том, что значение международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации заключается в следующем: они должны учитываться при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод личности, независимо от отраслевой принадлежности законов; они уточняют содержание норм Конституции РФ, касающихся ограничений прав и свобод человека и гражданина; должны использоваться судами при обосновании решений и приговоров; используются Конституционным судом РФ в качестве дополнительных критериев при оценке конституционности действующих ограничений индивидуальных и коллективных прав и свобод; играют роль пределов допустимых ограничений прав и свобод.

МОДИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ

Введение. Статья посвящена исследованию пределов изменения Конституции Рос- сийской Федерации 1993 г. Обсуждение. Исследуются поправки, которые были вне- сены в текст Конституции РФ за более чем двадцатилетний период. Особое внимание уделено поправкам, касающимся реорганизации высших судов государства. Указыва- ется на необходимость внимательного отношения к ценностям, закрепленным в Кон- ституции. Делается вывод о недопустимости навязывания России «европейской систе- мы ценностей». Анализируется деятельность высших органов государственной власти, защищающих Конституцию РФ. Доказывается, что изменения в Конституцию РФ были обусловлены необходимостью приведения в соответствие ее норм с изменившейся дей- ствительностью. Заключение. В результате анализа поправок в Конституцию РФ автор приходит к выводу, что они призваны совершенствовать управление государством, раз- витие федеративной и судебной системы страны, но не меняют основных принципов функционирования Российского государства и общества, не посягают на стабильность экономического и политического устройства.