legal education

Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента

Введение. Специфика современного профессионального юридического образования неотъемлемо связана с необходимостью формирования правовой культуры юриста, что представляет собой важную конституционную ценность. Основополагающая первостепенная роль юридического образования как конституционной ценности прослеживается не только в процессе формирования правосознания и правовой культуры будущих юристов, но и опосредованно, через реализацию ими профессиональной составляющей: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В связи с этим формирование профессиональной правовой культуры студента в рамках юридического образования является одним из особо важных аспектов его обучения, а в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, – необходимым условием эффективной реализации российского права. Теоретический анализ. Авторами предпринята попытка всесторонне изучить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, в частности морально-нравственной их ориентации, необходимой для служения закону. Эмпирический анализ. Проанализированы профессиональные компетенции, определяющие востребованность на рынке труда выпускников юридических вузов, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями, предъявляемыми к юристам работодателями. Результаты. Авторы приходят к выводу, что тщательно организованная система юридического образования может быть эффективной только тогда, когда в процессе образования студентов воспитывается и формируется правовая культура юриста, с ответственным отношением к долгу служения закону и интересам общества. 

Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении

Введение. Подтверждение важности правового просвещения, необходимости преодоления правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры нашло отражение на официальном уровне в нормативно-правовых актах, прежде всего в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В настоящее время активно развивается взаимодействие с негосударственными организациями в данном направлении, что открывает новые грани. Так, к примеру, Ассоциацией юристов России с 2017 г. инициировано проведение Всероссийского правового диктанта, масштаб которого с каждым годом увеличивается в разы. Теоретический анализ. Обозначены следующие проблемы, препятствующие высокой эффективности правопросветительской деятельности: отсутствие системности и методического надлежащего обеспечения; риски социального, организационного, финансово-экономического и нормативного характера; отсутствие карт препятствий правового просвещения с указанием всех возможных рисков и путей их минимизации и преодоления. Результаты. Выделены основные препятствия правового просвещения, сопутствующие им риски, которые могут быть минимизированы для повышения эффективности правового просвещения, уровня правовой грамотности населения; даны рекомендации по совершенствованию такой акции, как Всероссийский юридический диктант, а также по проведению подобных акций отдельно по профессиональным сообществам. Не следует пренебрегать и факультативными задачами, которые также могут быть достигнуты при проведении мероприятий правопросветительского характера. Так, например, не менее важными представляются задачи по формированию и развитию информационнокоммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования.

Пути и средства осуществления исполнения обязанности по правовому просвещению: региональный аспект

Введение. Статья посвящена анализу регионального законодательства на предмет закрепления обязанности государственных органов по правовому просвещению и правовому информированию. Теоретический анализ. Рассматриваются юридические конструкции закрепления права на правовое просвещение и правовое информирование и юридической обязанности государственных органов, имеющиеся в региональных нормативных актах. Анализируются составляющие системы правового просвещения и правового информирования, соответствие способов правового просвещения и правового информирования современному уровню развития информационных технологий. Результаты. Автор отмечает, что региональное законодательство о правовом просвещении и правовом информировании граждан должно отражать системные меры по правовому просвещению, сосредоточив особое внимание на правовом регулировании способов правового просвещения и информирования, которые должны соответствовать современному уровню развития информационных технологий. Проанализированы юридические конструкции закрепления обязанности по правовому просвещению и информированию в региональных актах, предложены эффективные пути осуществления исполнения указанной обязанности.