логистика

ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ АДАПТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье рассматриваются принципиальные подходы к формированию показателей уровня адаптации логистических систем. Предлагаются конкретные показатели уровня адаптации, с помощью которых можно провести анализ степени соответствия организационных структур логистических систем и внешней среды. Теоретический анализ. Для анализа уровня адаптационных свойств необходимо разработать систему показателей, которые непосредственно отражали бы процесс адаптации логистичеких систем к изменениям внешней среды. На практике важно знать неорганизованность логистической системы, поскольку именно это является оперативной информацией о качестве организации и функцией элементарного понятия неупорядоченности. Неорганизованность – это обобщенная за рассматриваемое число возможных ситуаций, временных интервалов характеристика неупорядоченности, взвешенная по фактору существенности (в смысле «ущербности») ее проявления в отношении определенных показателей функционирования системы. Результаты исследования. Были рассмотрены показатели, которые позволяют провести анализ соответствия организационных структур логистических систем и внешней среды. Целевая энтропия рассмотрена как математическая модель процесса адаптации логистической системы к условиям работы. Показатель организованности выделен в качестве критерия оценки степени адаптации логистической системы к влиянию среды. Выводы. Неорганизованность функционирования является следствием воздействия внешней среды на объект управления, в то время как организованность – количественной мерой способности системы приспособиться к воздействию факторов внешней среды и может быть предложена в качестве критерия оценки уровня адаптации логистической системы к возмущающим воздействиям среды.

Проблемы комплексного развития логистической инфраструктуры нефтегазового комплекса

Введение. От логистической инфраструктуры напрямую зависит эффективная работа промышленных объектов добычи, транспорта и переработки. Это подтверждено существенной долей затрат на логистическую инфраструктуру в составе инвестиционных программ вертикально-интегрированных компаний. Теоретический анализ. Проведено теоретическое изучение логистической инфраструктуры, ее текущего состояния и перспектив развития, рассмотрены виды логистической инфраструктуры и зоны ответственности: снабжение, внутриотраслевое обеспечение и сбыт. С помощью теоретических методов исследования был проведен анализ разных видов логистической инфраструктуры, предназначенной для определенных целей на разных стадиях жизненного цикла в цепях поставок инвестиционного проекта. Эмпирический анализ. Проанализирована возможность реверсивного использования объектов логистической инфраструктуры, например, для снабжения объектов нефтегазового комплекса и сбыта готовой продукции. Конкретизировано понятие «логистическая инфраструктура», что позволяет уточнить ее долю в инвестиционных затратах. Результаты. Предлагаемый авторами подход позволит в дальнейшем учитывать важность комплексного строительства логистической инфраструктуры Арктического региона России, увеличить эффективность инвестиц ий, а в дальнейшем снизить издержки на стадии эксплуатации и ликвидации объектов промышленности и социальной сферы.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Введение. Обоснована актуальность оценки эффективности логистической деятельности на современном этапе экономиче- ского развития, касающаяся как традиционной, так и сервисной логистики. Показано, что развитие сервисной логистики, опре- деляющей постановку деятельности предприятий сферы услуг на логистическую платформу, делает еще более значимыми во- просы систематизации показателей, оценивающих эффектив- ность. Теоретический анализ. Проанализированы совре- менные подходы к определению эффективности и выделены два основных подхода: экономо-ориентированный и целе-ори- ентированный, приоритет применения которых определяется масштабом субъекта хозяйствования. Рассмотрены существу- ющие показатели для оценки эффективности логистической деятельности предприятия. Рекомендовано использование си- стемы соответствующих показателей, определяющих функцио- нальные и обеспечивающие слагаемые логистики предприятия. Результаты. Применительно к деятельности предприятия сферы услуг c учетом положений сервисной логистики предло- жена конкретная «лестница показателей», включающая четыре ступени: 1) показатели, отражающие возможность посещения клиентами предприятия сферы услуг (потенциальное переме- щение клиентов); 2) показатели, отражающие уровень матери- ально-технической базы и квалификации персонала (потенциал обслуживания; 3) показатели, отражающие уровень реального обслуживания (степень удовлетворенности клиентов); 4) по- казатели, отражающие доходность предприятия (финансовые результаты деятельности).