многопартийность

Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России

Введение. В статье обосновано суждение о недостаточной урегулированности вопроса взаимодействия государства и политических партий: в законе детально не закреплены ни принципы, ни формы, ни порядок, ни сферы взаимодействия политических партий с государством. Отсутствует механизм учета и внедрения рекомендаций и предложений политических партий в государственно-управленческую сферу, что делает невозможным реальное влияние политических партий на государственную политику. Между тем законодательство о политических партиях содержит требования, предъявляемые к созданию, деятельности партий, а также прописана система государственных гарантий в информационной, финансовой и иных сферах.

Цель. Цель работы состоит в обосновании идеи о том, что о паритетных началах во взаимодействии государства и политических партий говорить не приходится, скорее – об одностороннем воздействии государства на партии.

Теоретический анализ. Законодательная регламентация взаимодействия партий и государства закреплена лишь в ст. 10 ФЗ РФ «О политических партиях» в форме запрета взаимного влияния на деятельность друг друга, что явно не достаточно для эффективного сотрудничества. А именно оно должно быть условием полноценного развития политической и государственно-правовой систем. Отсутствие четко прописанных принципов, форм и методов взаимодействия государства и политических партий привело, во-первых, к воздействию государства на политические партии, прежде всего, через систему финансово-информационных ресурсов, предоставляемых партиям, участвующим в выборах, а во-вторых, к выборочному контролю за деятельностью политических партий, что приводит к неравенству фактического положения последних.

Выводы. Анализ российского законодательства показал, что многоаспектная цель создания и деятельности политических партий в России не может быть реализована, поскольку во взаимодействиях с государством политические партии находятся в подчиненном положении, поскольку действенных гарантий и механизмов влияния на государственно-правовую жизнь не имеют.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕН МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ

Введение. Статья посвящена исследованию границ много- партийности в конституционном праве. Анализируются ограни- чения многопартийности, принятые в демократических странах Европы. Теоретический анализ. Исследуются пределы дея- тельности политических партий, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве, выявляются противоречия формулиро- вок. Особое внимание уделено такому ограничению в деятель- ности политических партий, как запрет осуществления экстре- мистской деятельности. В статье указывается на противоречия в понимании экстремисткой деятельности, которое закреплено в различных федеральных законах, на смешение таких понятий, как «экстремизм» и «терроризм». Делается вывод о том, что ка- тегория «дискриминация» выступает в качестве самостоятель- ной и не всегда может расцениваться как экстремизм. Доказы- вается, что ликвидация политической партии, по указанным в законе о политических партиях основаниям, сокращение много- партийности связаны с противодействием экстремизму и вы- ступают в качестве серьезной и превентивной меры. Заклю- чение. В результате анализа российского законодательства делается вывод, что нечеткость формулировок может привести к необоснованному ограничению деятельности политических партий, их ликвидации как противников существующего кон- ституционного строя, что недопустимо в демократическом, по- литически плюралистическом государстве.