налогообложение

Инновационная невосприимчивость экономики России

Введение. В статье исследуется всеобщая невосприимчивость экономики России к инновациям, имманентно присущая ей на современном этапе. Она обусловлена рядом макро- и микроэкономических, а также институциональных факторов. Это стало важной причиной, не позволившей достичь ряда поставленных руководством страны амбициозных экономических целей. Теоретический анализ. Рассмотрение эмпирического и статистического материала подтверждает негативные тенденции, существующие в российской экономике, связанные со снижением инновационной активности предприятий и организаций. Среди макроэкономических факторов инновационной невосприимчивости экономики России выделяются следующие: односторонне развитая экономическая структура с гипертрофированным преобладанием сырьевых и энергодобывающих отраслей с низкий добавленной стоимостью конечного продукта; недостаточный совокупный спрос на инновации со стороны государства, фирм и домашних хозяйств, а также отсутствие у предприятий и организаций инвестиционных ресурсов для осуществления инновационной деятельности. Микроэкономическими факторами невосприимчивости российской экономики к инновациям являются: недостаток внутренних источников финансирования со стороны предприятий; высокая стоимость кредитных ресурсов; недостаточность налогового стимулирования и отсутствие действенной государственной поддержки инноваций, особенно на уровне малого и среднего бизнеса. Результаты. Делается вывод о том, что для поддержки инновационной активности нужны защита прав собственности, справедливая налоговая и судебная система, отсутствие административных барьеров и чрезмерного регулирования, презумпция невиновности предпринимателя, общая политическая и экономическая стабильность. На современном этапе необходима выработка единой государственной стратегии инновационного развития, ориентированной на повышение производительности труда и достижение устойчивого экономического роста.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Введение. Социальная ориентированность России означает ответственность государства за формирование и функционирование эффективной системы государственных гарантий и законодательного регул ирования социальной сферы. Особую актуальность приобретает исследование, направленное на рас- крытие взаимосвязи и взаимообусловленности социальной по- литики и налогообложения. Теоретический анализ. В статье высказывается и обосновывается научная гипотеза о прямой зависимости уровня развития социальной сферы и системы налогообложения в стране. Предлагается авторская методика расчета налогов для предприятий и организаций социальной сферы. Эмпирический анализ. В статье проверяется гипо- теза о налоговом стимулировании как наиболее актуальном и эффективном способе поддержки общественно значимой социальной сферы в России. По мнению автора, эту проблему можно решить путем реализации политики низких налогов, гиб- кого изменения уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов в заранее оговоренном диапазоне, более широкого использования системы налогового стимулирования. Результаты. Уточнено содержание категории «социальная сфера»; обоснована необходимость нормативного закрепления понятия «социально значимая сфера»; предложен авторский подход к трактовке понятия социальной сферы и организации социальной сферы с позиции движения финансовых ресурсов; уточнено определение понятия социальной сферы и организаций, ока- зывающих социальные услуги; выработан институциональный подход к раскрытию взаимосвязи развития социальной сферы и налогообложения посредством расширения диапазона инфраструктурных элементов социальной сферы и системы налогообложения. 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Введение. Социально-экономическая ситуация в стране во многом зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь, на эффективность функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства оказывает влияние сложившаяся в стране система налогообложения.

Теоретический анализ. В статье рассматриваются изменения, внесенные в законодательство о субъектах малого и среднего бизнеса в 2015 году, затрагивающие критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, предельные значения выручки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и суммарную долю участия в уставном капитале других лиц. Проведен анализ специальных налоговых режимов исходя из особенностей элементов налогообложения в условиях трансформации налогового законодательства.

Обсуждение результатов. Результатом исследования выбранных проблем стало выявление особенностей применения специальных налоговых режимов в условиях совершенствования законодательства по налогам и сборам, а также законодательства, регламентирующего функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОПЦИОННОГО КОНТРАКТА КАК ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА СРОЧНЫХ СДЕЛОК

В настоящее время действующее законодательство не всегда успевает отвечать потребностями современного бизнеса, постоянное развитие и совершенствование правоотношений между субъектами неизбежно влечет за собой формирование новых видов правоотношений, требующих детальной нормативно-правовой регламентации. Цель. Провести анализ налогообложения опционных сделок в зависимости от их видов и участников; исследовать вопросы взимания налога на при- быль организаций и налога на добавленную стоимость при совершении опционных сделок, а также применения льгот при налогообложении данных сделок. Результаты. На основании проведенного анализа установлено, что для целей налогообложения платежи по опционным договорам должны быть обоснованными, а полученную премию следует учитывать в доходах налогоплательщика, вне зависимости квалификации такой сделки как финансового инструмента. Более того, установлено, что обложению налогом на добавленную стоимость подлежит лишь часть опциона, признаваемая реализацией. Выявлена необходимость закрепления на законодательном уровне критериев отнесения опционных контрактов к сделкам, подлежащим налогообложению, с определением особенностей порядка исчисления и уплаты налога. Заключение. Раскрыты понятия и определены виды опционных сделок, приведены их новые конструкции, обусловливающие необходимость совершенствования порядка налогообложения подобных сделок.