pandemic

Влияние кризиса пандемии вируса Сovid-19 на малый и средний бизнес

Введение. На всем протяжении существования Российской Федерации ее экономику непрерывно сотрясают кризисы. Не стал исключением и 2020 год, когда в стране начался ковид-кризис, в результате которого сильно пострадали предприятия сферы услуг. В этой связи считаем, что оценка влияния текущего кризиса на малый и средний бизнес, а также анализ мер государственной поддержки являются актуальными и своевременными задачами, решаемыми экономической наукой. Теоретический анализ. Во всем мире малый и средний бизнес является опорой экономики. Так, в развитых странах их доля занимает более 80%. Повышенное внимание и востребованность данной сферы обусловлены их высокой адаптивностью к кризисным ситуациям, а также вовлечением в бизнес значительного числа работников. Что касается российских реалий, то в начале 1990-х гг. востребованность предприятий данного типа была незначительной, сказывалось наследие Советского Союза в виде крупных монополий, но в процессе трансформации и перехода на цифровую экономику правительство страны формирует инфраструктуру, направленную на поддержку этого сектора. Эмпирический анализ. Ответными мерами на ковид-кризис в развитых странах мира (США, Германия, Италия, Великобритания) стала поддержка предпринимателей в форме беспроцентного кредитования, отсрочки выплат по кредитам и лизингу, пособия для работников. В России, с одной стороны, пакет мер был близок к мировому, но по факту многим предпринимателям не удалось воспользоваться им по причине высокой бюрократии и слабой нормативной и законодательной базы. Результаты. Ковид-кризис в значительной степени ударил по российской сфере услуг, в результате более 3 млн предпринимателей находятся на грани закрытия бизнеса, а часть уже стали банкротами. Отрицательными факторами, усугубившими ситуацию, также стали падение реальных доходов населения, снижение цен на нефть и экономические санкции против России. В результате стечения обстоятельств экономика погрузилась в кризис, и Правительство РФ было вынуждено разработать меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, но этих мер недостаточно и предприятия продолжают закрывается. Единственным положительным моментом является переход большинства предприятий на онлайн формат, что приближает переход страны к цифровой экономике.

Концептуальные основы эффективности международного сотрудничества в условиях цифровых трансформаций геоэкономического пространства

Введение. Работа посвящена формированию новых концептуальных критериев относительно эффективности международного сотрудничества в условиях цифровых трансформаций геоэкономического пространства. Во введении прописан общий контент современного геоэкономического пространства и обусловлена необходимость концептуально нового подхода к определению эффективности взаимодействия на данном пространстве. Теоретический анализ раскрывает методологию исследования синергетической эффективности, обосновывает параметры ее анализа. Эмпирический анализ. Анализируются реальные события современного геоэкономического пространства, задающие вектор синергетической эффективности международного взаимодействия. Результаты. Раскрыт контент нового геоэкономического пространства в условиях цифровых трансформаций. Определены особенности международного сотрудничества, которое в силу размытия национальных границ выходит на наднациональный уровень взаимодействия. Показана неактуальность классических и традиционных подходов к обоснованию эффективности сотрудничества в новых условиях, что обусловливает факт необходимости разработки концептуально новых критериев.

Влияние COVID-19 на креативные индустрии

Введение. Данное исследование посвящено анализу влияния новой коронавирусной инфекции COVID-19 на сферу креативных индустрий в РФ, а также поиску решений для поддержки данной сферы в условиях пандемии. Теоретический анализ. Так как новейшие императивы течения мировых процессов диктуют необходимость структурных изменений в экономической деятельности государства, актуальным принципом организации экономической деятельности можно назвать развитие концепции креативных индустрий, в число которых входят: отрасли, связанные с созданием некоего культурного или творческого продукта, IT-сфера, мода и дизайн, рекламные и маркетинговые продукты, а также народное творчество и ремесло. В связи с актуальностью развития креативных индустрий в современных исследованиях теории развития креативной экономики уделяется огромное внимание изучению специфики данной деятельности и путей ее совершенствования. В статье проведен теоретический анализ кризиса в сфере креативных индустрий, а также подробно рассмотрены возможности и угрозы кризиса. Эмпирический анализ. На основе анализа деятельности компаний креативных индустрий авторами статьи выделены возможности развития компаний креативной сферы с точки зрения экономической и социальной эффективности. Рассмотрены новые тенденции трансформации бизнес-процессов в различных сферах (театр, киноиндустрия, музыка, выставочная и музейная деятельность). Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что актуальными задачами в ситуации вынужденных карантинных мер являются своевременная трансформация креативных отраслей с использованием информационных технологий, переход в онлайн-сферы взаимодействия с потребителями, а также государственная поддержка креативных индустрий, наиболее подверженных влиянию кризиса.

Пандемия коронавируса как фактор интенсификации развития и внедрения цифровых технологий

Введение. Пандемия COVID-19 стала одним из крупнейших потрясений для бизнеса и экономики в современной истории. Хотя долгосрочные последствия этого явления на текущем этапе оценить достаточно сложно, уже сейчас в экономике произошли события, которые катализировали ряд изменений. И в особенности эти системные инновации имеют тесную связь с диджитализацией технологических бизнес-процессов, которые большая часть участников рынка не может игнорировать. Теоретический анализ. Экономический спад, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции, можно отнести к категории непрогнозируемых факторов, он сделал агрессивной внешнюю экономическую среду для большой доли предприятий, вынуждая бизнес искать альтернативные внутренние точки роста. Эмпирический анализ. На основе программ и стратегий адаптации компаний к новому кризису и проведенных ими цифровых и операционных преобразований можно выделить ряд элементов, неотъемлемых для бизнес-моделей как на период изоляции, так и после окончания пандемии. Результаты. Всеобщая самоизоляция стала уникальным явлением в экономике, с одной стороны, проявившись в качестве глобального экономического спада, а с другой – выступив причиной ускоренного масштабирования и промышленного применения цифровых технологий.