project management

Методические основы формирования корпоративной системы управления высокотехнологичными проектами в сфере НИОКР

Введение. В условиях глобализации экономики и инновационных вызовов экономический рост и конкурентоспособность российских промышленных компаний могут быть обеспечены только за счет их инновационного развития. Высокотехнологичные компании в России сталкиваются с проблемами повышения эффективности управления проектами в сфере НИОКР, обусловленными необходимостью пересмотра управленческого инструментария и внедрения технологий проектного и портфельного менеджмента, а также формирования полноценной корпоративной системы управления проектами и портфелем проектов НИОКР с учетом специфики данной сферы. Теоретический анализ. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных исследователей в области теории менеджмента, проектного и портфельного управления, инновационного и стратегического менеджмента. Определены признаки высокотехнологичного проекта, рассмотрены типы проектов в сфере НИОКР и их характеристики, влияющие на требования к системе управления проектами. Анализ существующих подходов к формированию корпоративной системы управления высокотехнологичными проектами показал низкий уровень проработанности исследуемого вопроса. Эмпирический анализ. Основным методом исследования послужил анализ отличий в формировании классических систем управления проектами и системы управления высокотехнологичными проектами в сфере НИОКР. Представлены требования к корпоративной системе управления проектами для разных типов проектов НИОКР. Результаты. Разработан алгоритм формирования корпоративной системы управления проектами НИОКР с учетом выявленной специфики проектов. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности высокотехнологичных компаний с целью повышения эффективности управления проектами в сфере НИОКР.

Особенности внедрения методов проектного управления в деятельность налоговых органов

Введение. Внедрение практики проектного управления в администрациях всех уровней является одной из ключевых задач, которые ставит сегодня государство перед органами исполнительной власти. Однако функциональная структура подразделений государственных органов существенно ограничивает эффективность использования проектного подхода. Возникает необходимость адаптации методов корпоративного проектного менеджмента к строго регламентированной деятельности государственных и местных администраций и служб. Теоретический анализ. В последнее десятилетие Федеральная налоговая служба (ФНС) России показывает весьма впечатляющие результаты по модернизации и оптимизации своей деятельности на основе внедрения принципов проектного управления. Однако применение проектного подхода при выполнении функций и задач налоговых органов регионального и местного уровня имеет свои особенности и ограничения. Эмпирический анализ. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что классические принципы проектного управления не будут высокоэффективны в процессной деятельности должностных лиц территориальных налоговых органов из-за ригидности традиционного подхода к изменениям. Результаты. В условиях высокой неопределенности и постоянных изменений в налоговом законодательстве в территориальных подразделениях Федеральной налоговой службы целесообразно применение гибких методик проектного менеджмента на базе семейства Agile. Преодоление барьеров по адаптации Agile-технологий к деятельности налоговых администраций видится в совершенствовании нормативно-правовой базы и создании методологии внедрения
проектного управления в налоговых органах регионального и местного уровня.

Эффективная система проектного финансирования: принципы и практика

Введение. Ускорение российской экономики, становление и развитие инновационной и цифровой экономики требуют увеличения объема инвестиций, направляемых в высокотехнологические секторы. Успешное достижение данной цели определяет нахождение эффективного механизма привлечения инвестиций. Одним из них является проектное финансирование, представляющее собой современный инструмент ведения инвестиционной деятельности в условиях повышенного риска. Усиливающееся значение проектного финансирования предполагает более детальное изучение его механизма, особенностей применения в современных российских условиях. Теоретический анализ. Проанализированы содержание, признаки и предпосылки использования проектного финансирования. Показано, что проектное финансирование представляет наиболее рискованную модель привлечения инвестиций, что определяет формирование и использование эффективной системы управления рисками. Выявлены преимущества и недостатки про- ектного финансирования для его участников по сравнению с другими способами привлечения инвестиций. Эмпирический анализ. Представлены стоимостная оценка, отраслевая и региональная структура мирового и российского рынков про- ектного финансирования, определены основные тенденции их развития. Результаты. Проектное финансирование является современной эффективной моделью привлечения инвестиций в условиях высоких рисков. Сделан вывод, что его эффективность во многом зависит от правильно выбранной цели, ее взаимосвязи со стратегией развития, учета особенностей реализации проекта на различных этапах жизненного цикла, деятельности проектной компании, финансовых институтов развития, методов государственного регулирования. Раскрыты основные направления совершенствования механизма проектного финансирования в российской экономике с учетом тенденций развития мирового рынка проектного финансирования. Показано, что механизм проектного финансирования необходи- мо применять при реализации не только инвестиционных, но и инновационных проектов

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Введение. Значительная часть реализуемых в мировом сообществе проектов превышают по своей длительности и стоимости установленные на этапе планирования ограничения, т.е. не являются успешно выполненными. По нашему мнению, основной причиной такого положения дел является сложность осуществления оптимального выбора и назначения исполнителей на выполнение основных проектных работ, сопряженная с отсутствием учета ряда существенных факторов.

Теоретический анализ. Теорией и практикой управления проектами и исследования операций предложен ряд оптимизационных моделей составления расписания работ проекта с учетом их взаимосвязей, а также необходимых ресурсов. Данные модели принято относить к классу экстремально NP-трудных, что объясняет определенные сложности их эффективной реализации на практике.

Методика исследования. Приведена базовая постановка задачи оптимального выбора и назначения исполнителей на выполнение проектных работ, в которой учтена топология сетевого графика, а в качестве критерия оптимизации выступает длительность реализации проекта. В приведенной модели также установлены ограничения на суммарную стоимость всех работ по проекту, а также определено, что для выполнения каждой работы привлекается только один исполнитель, который в случае необходимости способен выполнить ряд задач.

Результаты. В ходе исследований авторами были сформулированы дополнительные существенные ограничения, учет которых в модели позволяет значительно расширить сферу применения и повысить эффективность ее использования на практике. В статье представлено подробное содержательное описание данных ограничений, а также их корректная формализация.