стратегическое управление

Влияние Covid-19 на управленческую деятельность малых и средних предприятий Нигерии: качественная оценка воздействия

Введение. Воздействие COVID-19 предстоит измерить во многих странах мира, поскольку большинство из них еще противостоят последствиям различных штаммов вируса для своей экономики. Однако в Нигерии жизнь в основном возвращается в нормальное русло: все ограничения сняты, а предприятия стремятся вернуться к допандемическому уровню активности. Теоретический анализ. Исследователи в бизнес-секторе Нигерии начали проводить оценку воздействия пандемии на работу предприятий, которые были активны во время пандемии, чтобы понять, как эти фирмы достигли устойчивости, с какими проблемами они столкнулись и как можно использовать извлеченные уроки с целью дальнейшего управленческого консультирования. Методология. Качественно исследовано воздействие Covid-19 на отдельные малые предприятия в деловом и финансовом центре Нигерии. Используя данные, полученные от десяти предприятий и пяти бизнес-экспертов в Лагосе (Нигерия), в исследовании изложены ключевые темы того, как пандемия повлияла на бизнес малых и средних предприятий в Нигерии. В исследовании использовался инструмент качественного слабоструктурированного интервью для сбора данных, удобной выборки и тематического анализа данных. Данные были сгруппированы по трем направлениям с использованием рисунков и таблиц. Результаты. В исследовании представлены три основные направления воздействия на малые предприятия, а именно: структурное, стратегическое и финансовое. Эти направления образуют основные области, в которых пострадали предприятия, и в них рассматриваются вопросы на макро- и микроуровне, представляя как положительное, так и отрицательное влияние пандемии на предприятия. Результаты охватывают в основном малый бизнес в Нигерии, но они могут быть применены на территории Африки или в развивающихся странах с аналогичными политическими и экономическими условиями. Исследование показало, что финансовое воздействие было наиболее важной и распространенной проблемой, которая повлияла на бизнес малых предприятий, особенно в плане потери дохода и расходов, связанных с сохранением персонала. В условиях структурного воздействия закрытие предприятий из-за локдауна стало серьезной проблемой, при этом локдаун затронул в основном компании, продающие реальные товары, и предприятия, ориентированные на туризм. Логистические вопросы также стали серьезной структурной проблемой, при этом влияние обратной логистики негативно сказалось на многих предприятиях. Заключение. Отмечено, как стратегические последствия, отсутствие поддержки правительства стало критической проблемой, отмеченной среди множества других, которые будут иметь решающее значение для будущей экономической политики и разработки стратегии МСП. 

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДОЛОГИИ РЕСУРСНОЙ СТРАТЕГИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 Большое количество научных работ по стратегическому планированию посвящено вопросам разработки стратегий, каждая из которых имеет свою специфику формирования. Однако ресурсной стратегии предприятия часто не уделяется должного внимания, что сказывается на недостаточной проработке методологических аспектов ее создания и реализации. Между тем одно из направлений стратегической теории фирмы, ресурсный подход, основан на предположении, что именно ресурсы предприятий являются основой его конкурентоспособности и обеспечивают высокий рыночный рейтинг, что повышает значимость ресурсной стратегии. В статье предпринята попытка восполнить этот пробел, представлены основные элементы методологии ее формирования. Методы. Методология формирования стратегических планов, принятая в стратегическом менеджменте, включает основные структурные элементы, к которым традиционно относят: описание основания стратегии, характеристики (принципы), логическую и временную структуры, а также технологию (средства) создания. Ресурсная стратегия, как и любая другая стратегия, имеет все перечисленные структурные элементы, которые, однако, отличаются своими специфическими чертами, позволяющими выделить ее в самостоятельный план в системе стратегического планирования предприятия. Результаты. Результатом разработанной автором методологии формирования ресурсной стратегии грузового автотранспортного предприятия является предложение интеграционно-приоритетного подхода, который в своей концептуальной основе ориентируется на доминирующее положение ресурсной стратегии в системе стратегических планов и объединение в режиме реального времени предприятий-участников рынка автотранспортных услуг в единую информационную базу данных с целью идентификации стратегических ресурсов и развития конкурентных преимуществ.

ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. Процесс определения состава стратегических ре- сурсов привлекает большое внимание современных исследова- телей теоретических и практических вопросов стратегического управления. Его важность обусловлена способностью обеспе- чивать развитие ключевых компетенций предприятий и под- держивать достигнутый уровень конкурентоспособности. Рынок автотранспортных услуг в современных условиях отличают осо- бенности функционирования, влияющие не только на то, какие ресурсы являются для предприятия стратегическими, но и на методологию их идентификации. Теоретический анализ. Методология идентификации стратегических ресурсов основа- на на определении конкурентных преимуществ предприятия и его ключевых компетенций при использовании многофакторно- го сравнительного анализа. В этом вопросе большое значение имеет положение, занимаемое предприятием на рынке, обу- словленное его комплексным потенциалом, или совокупностью ресурсов, определяемым с помощью интегральной оценки, и конкурентным рейтингом, подтверждаемым бенчмаркингом. Эмпирический анализ. В статье представлено описание основных этапов процесса определения стратегических ресур- сов грузовых автотранспортных предприятий как структурного элемента ресурсной стратегии с позиций интеграционно-при- оритетного подхода. Обоснована необходимость применения региональной информационной системы, гарантирующей объ- ективность получаемых результатов. Результаты. Результа- том разработанной автором методологии идентификации стра- тегических ресурсов грузового автотранспортного предприятия является предложение для практического применения техноло- гического инструментария, позволяющего после прохождения всех перечисленных в методологии этапов определить в соста- ве ресурсов предприятия те из них, развитие и использование которых необходимы для успешной работы на рынке и удержа- ния конкурентных позиций. 

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Введение. Каждое высшее учебное заведение имеет свои особенности, которые отражаются в специфике управления им, представляется маловероятным выделить некие каноны стра- тегического управления в сфере высшего образования. В дан- ной работе ставится цель определить общее видение структуры стратегического управления высшими учебными заведениями с учётом разработанных ранее концепций. Теоретический анализ. Формирование глобальной сети обмена, преобра- зования и распространения информации привело к обостре- нию диалектического противоречия в паре «образовательный процесс – процесс научно-исследовательской деятельности» высших учебных заведений. Результаты. Предложенная структурная модель позволяет использовать одновременно различные концептуальные подходы к формированию страте- гий для различных сфер деятельности высшего учебного заве- дения. Формирование стратегии высшего учебного заведения должно учитывать сложность и многоплановость данных орга- низаций, а также диалектическое противоречие между такими основными направлениями деятельности высшего учебного за- ведения, как образовательный процесс и научная деятельность, отражаясь в использовании всей палитры подходов к формиро- ванию стратегий.

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. В ряде теоретических работ и передовой прак- тикой доказано, что эффективность инновационного развития промышленных предприятий (в том числе и мебельных) во многом зависит от того, насколько управление таким разви- тием синтезировано со стратегическим менеджментом, взаи- модействует c его системой. Это обусловливается тем, что в современных условиях инновации должны определять в первую очередь стратегическое направление развития предприятия. Теоретический анализ. К настоящему времени в целом ряде работ показан механизм интеграции инновационного и стратегического менеджмента, описаны инновационные стра- тегии предприятий, их взаимосвязь с другими стратегиями, описаны элементы системы управления инновационным разви- тием и соответствующего механизма управления. Системный подход к управлению инновационным развитием предприятия, являющийся одним из ключевых, предполагает в том числе и формирование целостной системы управления, включающей как стратегический, так и оперативный контуры и основанной на методологии управления инновационным развитием. Ре- зультаты. В результате проведенного исследования сделан определенный вклад в формирование целостного научного представления о системе управления инновационным разви- тием предприятия мебельной промышленности. Выработан- ный подход позволяет системно организовать стратегическое управление инновационным развитием промышленного пред- приятия.