суверенитет
Новые принципы федерализма: гарантия территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации |
Введение. Статья посвящена анализу конституционно-правового регулирования вопросов российского федерализма, а именно сохранению территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. Теоретический анализ. Автор рассматривает основные результаты развития событий в Российской Федерации и в иностранных государствах в сфере обеспечения государственного суверенитета. В том числе рассматриваются итоги референдумов о независимости в отдельных странах, попытки введения новых норм международного права, напрямую ограничивающие суверенитет государств, нестабильность обстановки в социально-политических сферах субъектов Российской Федерации, объединение регионов, федеральных округов. Автор формулирует тезис о том, что проблема сохранения территориальной целостности, суверенитета нашей страны весьма актуальна и требует создания механизма его обеспечения. Поскольку в действующем законодательстве недостаточно объема правового регулирования данного вопроса, предложены пути совершенствования Конституции Российской Федерации, а именно закрепление в ней новых принципов федерализма. Результаты. Автор приходит к заключению, что предложенный механизм позволит обеспечить и сохранить территориальную целостность России и надежно гарантировать единство нашего государства. С этой целью автор предлагает включить в Конституцию Российской Федерации новые принципы федерализма, которые в кризисных ситуациях смогли бы обеспечить сохранение территориальной целостности государства и стали бы гарантиями государственного суверенитета. К таким принципам можно отнести следующие: 1) запрет на проведение референдумов с сепаратистскими вопросами; 2) возможность прямого президентского правления; 3) запрет на выход из состава государства (сецессия), в том числе в одностороннем порядке; 4) принцип верховенства национального законодательства над решениями Европейского суда по правам человека, противоречащими Конституции Российской Федерации. Также необходимо предусмотреть механизм, позволяющий исключать обязательное применение решений международных организаций, создающих угрозу государственному суверенитету. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020, Т. 20, вып. 1 |
РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА ПО ОХРАНЕ СУВЕРЕНИТЕТА, НЕЗАВИСИМОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ |
Введение. Обеспечение суверенитета, независимости и го- сударственной целостности является одним из направлений деятельности любого государства, поскольку непосредственно связано с его существованием и назначением. Реализация дан- ного направления осуществляется посредством слаженной рабо- ты всех органов государственной власти, возглавляемой главой государства. В странах с республиканской формой правления главой государства признается президент. Функции и объем полномочий президента в сфере охраны суверенитета, независи- мости и государственной целостности зависят от разновидности республиканской формы правления. Цель. Основная цель рабо- ты состоит в анализе роли и полномочий президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности в зависимости от формы правления. Результаты. Подтверждает- ся, что в зависимости от формы правления полномочия прези- дента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности имеют существенные различия, но при этом присут- ствуют общие для всех государств полномочия. Заключение. Полномочия президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности зависят от места президента в системе органов государственной власти. В республиках с президентской или смешанной формами правления президент обладает значительным объемом полномочий в сфере охраны суверенитета, независимости и государственной целостности. В парламентской республике полномочия президента фактически носят формальный и репрезентативный характер, а реальное управление государством и обеспечение его суверенитета, не- зависимости и государственной целостности находится в руках исполнительной власти. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |
ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА |
Введение. Значительная часть исследований явлений социальной жизни, в том чис- ле и государственно-правовой сферы, содержит обращение к вопросам влияния глоба- лизационных процессов на ход их развития, определения положительных последствий, а также условий и средств минимизации негативных проявлений. Информатизация, будучи глобальным по своему характеру условием функционирования современного общества, оказывает влияние и на область осуществления внешних функций государства как внутри страны, так и на международной арене. В статье предлагается вариант рассмотрения ин- форматизации применительно к механизму осуществления внешних функций государства. Теоретический анализ. Рассмотрение глобальной информатизации в связи с реали- зацией основных направлений деятельности государства на международной арене опи- рается на общее учение о функциях государства, о государственной власти, о средствах осуществления государственной власти, а также на основные правила и принципы про- ведения научного исследования. Эмпирический анализ. Важную часть исследования составляет анализ действующего законодательства, а также документов доктринально- правового характера, в котором отражено значение информатизации для управления со- временными процессами, формулируются приоритеты реализации политики государства в сфере информатизации. Результаты. Результатом анализа влияния информатизаци- онных процессов на действие механизма осуществления внешних функций государства явилась гипотеза о многовекторности их влияния на указанный механизм и о возможности рассмотрения информатизации применительно к внешним функциям. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4 |
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СУВЕРЕНИТЕТ», «НЕЗАВИСИМОСТЬ» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ» |
Суверенитет, независимость и государственная целостность имеют ключевое значение для функционирования любого государства, поскольку непосредственно связаны с обеспечением его безопасности. Однако можно констатировать, что в настоящее время, несмотря на усиленный интерес к данным категориям, в юридической науке, так же как и в российском законодательстве, отсутствует единый подход к толкованию понятий «суверенитет», «независимость» и «государственная целостность». Учитывая важность этих явлений для стабильного существования и устойчивого развития государства, представляется необходимым обратиться к вопросу об определении и соотношении этих категорий и проанализировать их. Методы. Для достижения цели исследования использовались как общетеоретические, так и специальные методы познания: анализ, синтез, логический, диалектический, системно-структурные методы. Применение этих методов позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, определить соотношение, а также выявить отдельные элементы исследуемых категорий, что предоставило возможность сделать обобщения и выводы. Результаты. В ходе исследования сделан вывод о разнородности понятий «суверенитет», «независимость» и «государственная целостность». В то же время эти категории взаимосвязаны и обладают общими составными элементами, они воздействуют друг на друга, вызывая обоюдные изменения. При утрате одной из категории ставится под сомнение существование и функционирование другой. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 3 |