terrorism
Ограничения цифровых прав человека в целях противодействия терроризму |
Введение. Российское гражданское законодательство учитывает инновации в информационном обмене, закрепляя понятие цифровых прав, при этом придавая им исключительно частноправовое понимание. Современная доктрина исходит из того, что развитие цифровых технологий также заметным образом повлияло на концепцию основных прав человека. Продолжением такого видения считается появление цифровых прав в публичной сфере. Это актуализирует анализ их возможных ограничений в целях противодействия терроризму. Теоретический анализ. Выявлены последствия перевода значительного объема социальных отношений в цифровой формат. При этом пока общий дискурс дискуссий исходит из принципа «нормативной эквивалентности» между «офлайн» и «онлайн» (что не требует кардинальных изменений в праве), но опыт распространения цифровых технологий показывает, что он все чаще дает системные сбои. Обозначены сложности с определением цифровых прав и их нормативным закреплением (на примере нормативных актов Европейского союза). Эмпирический анализ. На основе выявленных характеристик цифровых коммуникаций были представлены модели противодействия террористическим угрозам, сформированным в современном киберпространстве. Показаны особенности законодательного обеспечения китайской модели «Золотой щит», основанного на принципах цифрового суверенитета (в частности, Закон КНР «О безопасности данных»). Выделены особенности введения ограничений права на цифровое общение для лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности (в частности, на основании Акта о борьбе стерроризмом и безопасности границ, принятого в 2019 г. в Великобритании). Рассматривается и иной зарубежный опыт противодействия террористическим угрозам в цифровой сфере. Результаты. Показана необходимость учета технологических особенностей информационного обмена в цифровом пространстве. Это оказывает заметное влияние на появление новых мер противодействия терроризму. Зарубежный опыт свидетельствует о расширении перечня оперативно-розыскных мероприятий, перечня составов преступлений террористической направленности. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 1 |
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕН МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ |
Введение. Статья посвящена исследованию границ много- партийности в конституционном праве. Анализируются ограни- чения многопартийности, принятые в демократических странах Европы. Теоретический анализ. Исследуются пределы дея- тельности политических партий, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве, выявляются противоречия формулиро- вок. Особое внимание уделено такому ограничению в деятель- ности политических партий, как запрет осуществления экстре- мистской деятельности. В статье указывается на противоречия в понимании экстремисткой деятельности, которое закреплено в различных федеральных законах, на смешение таких понятий, как «экстремизм» и «терроризм». Делается вывод о том, что ка- тегория «дискриминация» выступает в качестве самостоятель- ной и не всегда может расцениваться как экстремизм. Доказы- вается, что ликвидация политической партии, по указанным в законе о политических партиях основаниям, сокращение много- партийности связаны с противодействием экстремизму и вы- ступают в качестве серьезной и превентивной меры. Заклю- чение. В результате анализа российского законодательства делается вывод, что нечеткость формулировок может привести к необоснованному ограничению деятельности политических партий, их ликвидации как противников существующего кон- ституционного строя, что недопустимо в демократическом, по- литически плюралистическом государстве. |
Номер журнала 496 |