university
УНИВЕРСИТЕТ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ |
Введение. Региональный университет можно рассматривать как один из основных элементов для выстраивания стратегии развития региональной экономики. В статье рассматривается траектория перспективного развития университета региона в условиях современных тенденций. Теоретический анализ. В рамках модели «тройной спирали» важен именно сетевой характер взаимодействия участников инновационного процесса. Потребности в новых профессионалах, инвестициях, в изменении технологий обучения, создании и развитии университетской инфраструктуры, изменении этики и институциональных норм – это те вызовы, которые стоят перед университетами современной России. Эмпирический анализ. Вопросы взаимоотношений бизнеса, государства и университетов, финансирования высшего образования, качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда являются особо актуальными в связи с постоянно повышающимися и радикально изменяющимися требованиями бизнеса в лице работодателей к компетенциям выпускников, недостаточностью государственных бюджетных средств для финансирования высшего образования и необходимостью развивать внебюджетные источники. Результаты. Университеты в регионах должны стремиться занять проактивную позицию в региональной экономике, делающую их активными промоутерами и агентами будущих инноваций. Они должны создать структуры со следующими характеристиками: слаженная работа менеджмента университета, бизнеса и государства, меритократический подход к управлению, возведение мостов и революционные изменения образования, внедрение новых образовательных технологий и методик преподавания, что является основой будущей эффективной деятельности университета и инновационного развития региона в целом. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2013, Т. 13, вып. 2 |
ТИПОЛОГИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА |
Вклад университетов в генерацию инноваций и трансфер знаний, в экономическое развитие региона и страны на региональном уровне рассматривается как существенный фактор инновационного роста, поэтому составление классификации основных подходов к анализу этого влияния актуально. Теоретический анализ. В зависимости от используемых подходов все методы анализа влияния университета на инновационное региональное развитие подразделяются на количественные и качественных методы экономического исследования показателей, а также эмпирические и теоретические методы экономического познания. С этих позиций в статье дан обзор методики количественной оценки влияния отдельных факторов на темпы промышленного роста И. А. Майбурова, методологии проекта ОЭСР «Обзор роли вузов в региональном развитии», комплексной модели многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона О. В. Перфильевой, методики анализа опыта взаимодействия действующих федеральных университетов с соответствующими регионами России О. В. Перфильевой и Т. А. Мешковой, а также методики оценки развития высшего образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов РФ. Результаты. Создание механизмов, позволяющих выявлять и отслеживать тенденции изменения индикаторов развития образования по регионам, дает возможность оценить вклад университета в развитие региона, а также позволяет разрабатывать инструменты оценки и модели прогнозирования влияния национальных исследовательских университетов на инновационное развитие регионов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(1) |
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНА |
Введение. Актуальность изучения проблематики взаимодействия университета и региона обусловливается усилением так называемой «третьей роли» университетов – взаимодействия вуза с регионом. Теоретический анализ. В зарубежных современных работах по теории и методологии современного инновационного развития состояние исследований выявляет новые тенденции и свойства взаимодействия науки, бизнеса и государства. Рассмотренные в статье функции университетов и модели взаимодействия университетов с местным сообществом показывают, что все больше социальных субъектов участвует в процессах развития высшего образования, кардинально меняя характер взаимоотношений науки с обществом. Говоря о восприятии университетом своего региона, исследователи отмечают несколько аспектов взаимодействия университетов с местным сообществом. В связи с изменением роли университета модифицируются и модели взаимодействия университета и региона. Результаты. Моделируя свое взаимодействие с регионом, университет должен пользоваться системным подходом, опираясь при этом на анализ соответствия своих внутренних возможностей с потребностями региональной экономики, что, в свою очередь, согласуется с основной миссией самого университета в области организации образования и научных исследований. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(2) |
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕСА |
Введение. Университеты в настоящее время помимо функций образования, исследования, играют интегрирующую роль внутри экосистемы инноваций, участвуя в процессах развития бизнеса. Огромное значение приобретает академическое взаимодействие университетов и предприятий. Теоретический анализ. В статье определены проблемные вопросы академического взаимодействия университетов и бизнеса, связанные с его оценкой: нехватка лонгитюдной информа- ции, валидность и сопоставимость результатов исследования ограничены способами оценки. Обсуждение результатов. Результатом проведенного автором исследования являются предложения усилить исследование самого процесса академического взаимодействия, изучить его последствия, институциональные аспекты. Заключение. Дальнейшее исследование проблемных вопросов академического взаимодействия позволит сделать выводы о том, какие его формы продвигать и при каких условиях они могут достигнуть дальнейших научных или экономических целей. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4 |
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА |
Введение. В условиях повышенного интереса к результатив- ности систем образования в условиях усиления транспарентно- сти к государству и обществу формируются новые инструменты оценки эффективности на основе понятия академической до- бавленной стоимости. Каждая образовательная система или учреждение могут быть оценены с точки зрения эффективности затраченных средств государством и качества и объема знаний и навыков его выпускников. Теоретический анализ. Акаде- мическая добавленная стоимость может служить инструментом оценки степени улучшения/усиления знаний, навыков и способ- ностей обучающихся в период обучения, степени наделения их возможностями критического мышления, рефлексии на про- исходящие события и изменения и способностей обучаться в течение всей жизни. Эмпирический анализ. Получаемые на основе академической добавленной стоимости результаты предоставляют возможность сравнивать качество образова- тельных учреждений, обладающих различным уровнем студен- ческого контингента. Результаты. Концепция академической добавленной стоимости отражает влияние внешних факторов, часто не имеющих отношения к образовательному процессу, на уровень образовательных достижений учащихся, поднимая более серьезные вопросы доступности и качества образования в целом, нежели его результативность, и заставляет исследова- телей в области образования переходить к оценке результатов обучения, а не входных параметров (прежде всего таких, как объем финансирования и профессиональный уровень препо- давательского состава). |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4 |
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА |
Для поиска наиболее действенных инструментов управления и инструментов взаимодействия региональной си-стемы высшего образования и региональной инновационной системы необходимо проанализировать их взаимное влияние с помощью когнитивного анализа. Теоретический анализ. Для оценки роли институтов региональной системы высшего образования в региональном развитии в зарубежных иссле-дованиях применяются различные модели, позволяющие про-водить многосторонний анализ вклада университетов в со-циально-экономическое и инновационное развитие регионов. Эмпирический анализ. Очевидно, что система образования и инновационная система связаны между собой на региональ-ном уровне. Для построения исходной когнитивной карты по-строена модель, которая отражает современное состояние системы образования и региональной инновационной системы и их влияние на инновационное развитие региона, использованы показатели образовательной деятельности, научно-инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, международной деятельности, инфраструктуры, трудоустройства выпускников университетов, финансовых показателей. Результаты. Инструментарий когнитивного моделирования позволяет моделировать последствия принимаемых решений по взаимодействию всех акторов региональной инновационной системы: государства, науки и бизнеса на региональном уровне и закладывает основу эффективного использования потенциала институтов высшего образования в продвижении возможностей для содействия развитию регионов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4 |
ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
Введение. В последние десятилетия вопросы влияния уни- верситетов на региональное экономическое развитие и поиск наиболее эффективных механизмов и инструментов взаимо- действия университетов и регионов привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Методика иссле- дования. В данной статье поставлена цель – изучить вли- яние российских университетов на инновационное развитие регионов. Для оценки влияния университетов на показатели инновационного развития регионов были использованы ста- тистические данные Федеральной службы государственной статистики за 2010–2013 гг. В качестве факторов, характери- зующих влияние университета, был выбран набор статисти- чески наблюдаемых относительных финансовых показателей эффективности национальных исследовательских универси- тетов. Для оценки уровня инновационного развития регионов были использованы метод интегрального рейтингового ана- лиза инновационной активности и модель производственной функции знания. Результаты. Анализ корреляционной зави- симости по анализируемым регионам Российской Федерации показывает значительную дифференциацию показателей и динамики влияния деятельности национальных исследова- тельских университетов на инновационное развитие регионов. При увеличении объема средств, полученных ими на НИОКР по договорам с хозяйствующими субъектами, по отношению к их общим доходам на 1 млн руб. уровень инновационного развития региона увеличится на 4,8499 единицы, что свиде- тельствует о хороших перспективах развития для регионов при активном взаимодействии университетов и бизнеса. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 2 |
РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Введение. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы на- правления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства про- мышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности. |
Номер журнала 497 |
ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
Введение. Актуальность изучения проблематики соотнесе- ния регионального развития и генезиса малых инновационных предприятий (МИП) при вузах обусловливается усилением инновационной направленности развития национальной экономики. Теоретический анализ. В статье рассматривают- ся малые инновационные предприятия, являющиеся на сегодняшний день одной их ведущих институциональных форм коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности вузов. Представлены этапы развития предпринимательских инициатив в государственных вузах России. Выявлены функции университетских МИПов в инновационном развитии региона и страны. Эмпирический анализ. Для определения влияния малых инновационных предприятий на развитие Приволжского федерального округа построена эконометрическая модель, определяющая зависимость темпа роста ВРП от значений таких показателей, как численность персонала, занятая научными исследованиями и разработка- ми, затраты на научные исследования и разработки, используемые передовые производственные технологии, численность малых инновационных предприятий. Заключение. Несмотря на то что малое инновационное предпринимательство при вузах представляет собой важнейшую составляющую модернизации региона и отечественной экономики в целом и играет ведущую роль во внедрении вузовских инновационных разработок, формировании интеллектуальной элиты региона, вовлечении учащейся молодежи в бизнес, его влияние на развитие региона не столь однозначно и не сразу будет сопро- вождаться положительным эффектом. Это зависит от того, насколько развита инновационная инфраструктура каждого отдельно рассматриваемого региона и какие значения прини- мают инновационные показатели. |
Номер журнала 496 |
«ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ» В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
Введение. В статье рассматривается содержание Теории «Тройной спирали», разработанной западными учеными в начале XXI в., суть которой заключается в необходимости инновационного взаимодействия трех движущих сил современной экономики – университетского сообщества, промышленных предприятий и органов государственной власти, и анализируются практические стороны данного взаимодействия в Саратовской области, показываются преимущества и недостатки взаимосвязи между данными элементами. Теоретический анализ. Рассмотрение взаимодействия между элементами «тройной спирали» предполагает использование методов научного исследования. К ним относятся системный, комплексный, статистический методы, анализ и синтез исследу- емого объекта, использование методов специальных исследований (данные интервью). Эмпирический анализ. В рамках инновационного взаимодействия на региональном уровне рассматривается возможность капитализации имеющихся наличных материальных и финансовых ресурсов региона и показывается, что в Саратовской области осуществить такую капитализацию проблематично из-за высокой кредитной задолженности региона. Результаты. В заключение делается вывод о том, что многое в функционировании «тройной спирали» зависит от деятельности региональных органов государственной власти, которые должны проводить соответствующую экономическую политику, увеличивать капитализацию имеющихся материальных и образовательных ресурсов в Саратовской области, предотвращать «утечку мозгов» из региона, создавать благопри- ятные условия для реализации инновационных разработок наиболее одаренной студенческой молодежи, научного сообщества и инновационного бизнеса. |
Номер журнала 496 |