управление проектами

Особенности внедрения методов проектного управления в деятельность налоговых органов

Введение. Внедрение практики проектного управления в администрациях всех уровней является одной из ключевых задач, которые ставит сегодня государство перед органами исполнительной власти. Однако функциональная структура подразделений государственных органов существенно ограничивает эффективность использования проектного подхода. Возникает необходимость адаптации методов корпоративного проектного менеджмента к строго регламентированной деятельности государственных и местных администраций и служб. Теоретический анализ. В последнее десятилетие Федеральная налоговая служба (ФНС) России показывает весьма впечатляющие результаты по модернизации и оптимизации своей деятельности на основе внедрения принципов проектного управления. Однако применение проектного подхода при выполнении функций и задач налоговых органов регионального и местного уровня имеет свои особенности и ограничения. Эмпирический анализ. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что классические принципы проектного управления не будут высокоэффективны в процессной деятельности должностных лиц территориальных налоговых органов из-за ригидности традиционного подхода к изменениям. Результаты. В условиях высокой неопределенности и постоянных изменений в налоговом законодательстве в территориальных подразделениях Федеральной налоговой службы целесообразно применение гибких методик проектного менеджмента на базе семейства Agile. Преодоление барьеров по адаптации Agile-технологий к деятельности налоговых администраций видится в совершенствовании нормативно-правовой базы и создании методологии внедрения
проектного управления в налоговых органах регионального и местного уровня.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Введение. Значительная часть реализуемых в мировом сообществе проектов превышают по своей длительности и стоимости установленные на этапе планирования ограничения, т.е. не являются успешно выполненными. По нашему мнению, основной причиной такого положения дел является сложность осуществления оптимального выбора и назначения исполнителей на выполнение основных проектных работ, сопряженная с отсутствием учета ряда существенных факторов.

Теоретический анализ. Теорией и практикой управления проектами и исследования операций предложен ряд оптимизационных моделей составления расписания работ проекта с учетом их взаимосвязей, а также необходимых ресурсов. Данные модели принято относить к классу экстремально NP-трудных, что объясняет определенные сложности их эффективной реализации на практике.

Методика исследования. Приведена базовая постановка задачи оптимального выбора и назначения исполнителей на выполнение проектных работ, в которой учтена топология сетевого графика, а в качестве критерия оптимизации выступает длительность реализации проекта. В приведенной модели также установлены ограничения на суммарную стоимость всех работ по проекту, а также определено, что для выполнения каждой работы привлекается только один исполнитель, который в случае необходимости способен выполнить ряд задач.

Результаты. В ходе исследований авторами были сформулированы дополнительные существенные ограничения, учет которых в модели позволяет значительно расширить сферу применения и повысить эффективность ее использования на практике. В статье представлено подробное содержательное описание данных ограничений, а также их корректная формализация.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Введение. До сегодняшнего дня процесс управления проектами является весьма проблематичным. Многие зарубежные и отечественные экономисты посвятили свои научные труды решению возникающих при управлении проектами проблем. С этой целью ими предлагаются самые различные подходы. Теоретический анализ. В результате проведенного теоретического анализа были определены направления решения существующих проблем управления проектами, к которым следует отнести использование: мощных методов планирования и управления, таких как «Раскадровка»; прогрессивного алгоритма решения проблем; информационных технологий и специализированного программного обеспечения. Результаты. Выявлены отличия программного и проектного управления от традиционных методов отраслевого и внутрифирменного управления, а также отличия программного управления от проектного. Предложено производить декомпозицию генеральной цели программы (проекта) путем составления дерева целей в форме иерархической схемы ориентированного графа. Для межведомственных, межрегиональных программ рекомендуется создание координационных комиссий во главе с представителями правительства Федерации или регионов. Для программного управления рекомендуется применение программно ориентированных организационных структур; для проектного управления – схемы проектно ориентированные: проектная для инновационных проектов, а также матричная схема.