Образец для цитирования:

Деманова С. В., Деманова Д. Е. Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 81-88. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-81-88


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
342.733
Язык публикации: 
русский

Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации

Введение. Настоящая статья затрагивает наиболее актуальные вопросы, связанные с получением образования одаренными детьми по основным и дополнительным общеобразовательным программам. Акцентируется внимание на проблемных аспектах конституционно-правового регулирования получения образования одаренными детьми в Российской Федерации. Обсуждение. Исследуется такая категория, как «одаренные дети», выявляются ее сущностные характеристики и специфика закрепления в национальном законодательстве. Авторами анализируются нормы стратегических политико-правовых документов и законодательства в сфере образования Российской Федерации, регулирующих организацию получения образования одаренными детьми, участия их в олимпиадах, творческих конкурсах и иных мероприятиях. Изучается опыт ряда зарубежных стран в части получения образования одаренными детьми, в том числе особенности выявления и поддержки талантливых детей. Заключение. Определяется необходимость создания не только специальной системы выявления и поддержки одаренных детей в различных областях знаний (математике, физике, истории, рисовании, музыке и т.д.), особой комфортной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования достижений одаренных детей, но и, что особенно важно, подготовки (переподготовки, повышения квалификации) педагогических кадров.

Список литературы: 
  1. Платонова С. М. Детская одаренность : учеб.-метод. пособие. СПб. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 2011. 81 с.
  2. Карабанова О. А. Образовательная среда школы : Риски и ресурсы психического и психологического здоровья и развития детей и подростков // Психическое здоровье человека XXI века : сб. науч. ст. по материалам I Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». М. : ИД «Городец», 2016. C. 51– 53.
  3. Лунякова Л. Г. Проблемы организации обучения одаренных детей в России // Народонаселение. 2012. № 4. С. 68– 82.
  4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1, ст. 216 ; 2018. № 44, ст. 6772.
  5. Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля : постановление Совмина СССР от 23.08.1963 № 905. Доступен из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) // Администратор образования. 2012. № 11.
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. 2016. № 45.
  8. Образовательный фонд «Талант и успех» [Государственный информационный ресурс об одаренных детях]. URL: https://xn--80aayamnhpkade1j.xn--p1ai/pages/about (дата обращения: 01.11.2019).
  9. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва, 2019 г. URL: http://static.government.ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t... (дата обращения: 09.09.2019).
  10. Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 13.10.2019).
  11. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598 ; 2019. № 30, ст. 4134.
  12. Сириус. Образовательный центр : [сайт]. URL: https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (дата обращения: 20.05.2019).
  13. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2009. 272 с.
  14. Webb J. T., Amend E. R., Webb N. E., Goerss J., Beljan P., Olenchak F. R. Misdiagnosis and dual diagnoses of gifted children and adults : ADHD, Bipolar, Asperger’s, Depression, and Other Disorders // Gifted and Talented International. 2006. Vol. 21, iss. 2. P. 83– 86. DOI: https://doi.org/10.1080/15332276.2006.11673478
  15. Happé F. Why are savant skills and special talents associated with autism? // World Psychiatry. 2018. Vol. 17, iss. 3. P. 280–281. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20552. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6127767/ (дата обращения: 13.12.2019).
  16. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / под ред. В. Е. Усанова. М. : Юркомпани, 2013. 544 с.
  17. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония : учеб. пособие / сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. 8-е изд., исправл. и доп. М. : Инфотропик Медиа. 2012. 640 с.
  18. Козырин А. Н. Право на образование в конституциях и законодательстве зарубежных стран // Реформы и право. 2016. № 4. С. 31– 39.
  19. Центр поддержки одаренных детей // Саратовский государственный университет : [сайт]. URL: https://www.sgu.ru/structure/gifted (дата обращения: 15.10.2019).
Текст в формате PDF: 
Статус: 
одобрена к публикации
Краткое содержание (PDF):