Образец для цитирования:

Перфильева О. В. УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 479-487. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2014-14-3-479-487


Рубрика: 
Язык публикации: 
русский

УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение. Усиление роли университетов в развитии регионов в России определяет актуальность проведения исследований, позволяющих выявить направления влия- ния университета на территорию, а также оценить, насколько эффективными являются результаты этого влияния для регионального развития. Теоретический анализ. Классические теории университетов подходят к пониманию социальной роли и места университета особым образом. Традиционные функции университетов прошлого рассматриваются через призму личностного развития, а не потребностей общества в целом. В фокусе современных вузов лежат более широкие проблемы социального развития. Важной характеристикой современных университетов является их постепенная интеграция в жизнь сообществ. Механизмы интеграции университетов в социальное развитие объясняются с позиций различных теоретических моделей, в том числе модели «тройной спирали» Г. Ицковица и модели многоуровнего и многостороннего участия вуза в региональном развитии П. Арбо и П. Бенневота. Методология. В статье рассма- триваются основные положения методологии исследований роли вузов в региональном развитии на основе модели многоуровненого и многостороннего участия университетов в региональном развитии и методы, релевантные подобного рода исследованиям. Заключение. Исследования на основе модели многоуровненого и многостороннего участия университетов в региональном развитии позволяют уточнить понятие третьей роли – российских региональных вузов, скорректировать методологию комплексных качественных исследований их роли в региональном развитии, выявить сети их взаимодействия и применить результаты сетевого анализа взаимодействий университетов для целей стратегического развития вузов с учетом потребностей социально-экономическо- го развития территорий их локализации.

Список литературы: 

1. Ньюмен Дж. Г. Христианство и научные изыскания // Отечественные записки. 2003. № 6. URL: http://www. strana-oz.ru/2003/6/hristianstvo-i-nauchnye-izyskaniya (дата обращения: 18.08.2014). 2. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших учебных заведений в Берлине // Универси- тетское управление : практика и анализ. 1998. № 3. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/ inside/88/ (дата обращения: 18.08.2014). 3. Шеллинг Ф. В. И. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1998. Т. 1. 637 с. ; Т. 2. 636 с. 4. Шлейермахер Ф. Д. Э. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб. : Алетейя, 1994. 344 с. 5. Шлейермахер Ф. Д. Э. Герменевтика. СПб. : Европей- ский дом, 2004. 241 с. 6. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. М. : Прогресс, 1990. 808 с. 7. Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984.183 с. 8. Парсонс Т. О социальных системах. М. : Академиче- ский проспект, 2002. 832 с. 9. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопр. фило- софии. 1989. № 3, 4. 10. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Оте- чественные записки. 2002. № 2. URL: http://www. strana-oz.ru/2002/2/missiya-universiteta (дата обраще- ния: 18.08.2014). 11. Pinheiro R., Benneworth P., Jones G. A. (eds.). Universi- ties and Regional Development : A Critical Assessment of Tensions and Contradictions. L. : Routledge, 2012. 265 p. 12. Etzkowitz H., Webster A., Gebhardt C., Terra B. R. C. The future of the university and the university of the future : evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy. 2000. № 29 (2). P. 313–330. 13. Etzkowitz H. Research groups as «quasi-firms» : The invention of the entrepreneurial university // Research Policy. 2003. № 32. P. 109–121. 14. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix – Univer- sity – Industry-Government Relations : A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review. 1995. № 14. P. 14–19. 15. Дробот П. Н., Дробот Д. А., Тетеркина Н. Г. Пре- валирующая роль университетов в модели тройной спирали // Труды XIV Всерос. конф. «Наука и обра- зование», Томск, 19–23 апреля 2010 г. Томск, 2010. Т. 5. Экономика. Менеджмент. Право. С. 152–155. 16. Arbo P., Benneworth P. Understanding the regional contribution of higher education institutions : a literature review // OECD Education Working Paper. 2007. № 9. P. 55–60. 17. Goddard J. B., Chatterton P. The Response of Univer- sities to Regional Needs // F. Boekema, E. Kuypers, R. Rutten (eds.). Economic Geography of Higher Educa- tion : Knowledge, Infrastructure and Learning Regions. L. : Routledge, 2003. P. 19–42. 18. Goddard J. B. The engagement of higher education institutions in regional development: an overview of the opportunities and challenges // OECD/IMHE Inter- national Conference «Globally Competitive, Locally Engaged Higher Education and Regions». 19–21 Sep- tember 2007. Valencia, Spain. URL: http://www.oecd. org/edu/imhe/39552613.pdf (дата обращения: 18.08. 2014).

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Краткое содержание (PDF):