университеты
К вопросу о формировании университетского хаба в концепции открытых инноваций |
Введение. Особенностью развития инновационной экономики России является необходимость решения множества задач в ограниченные сроки, которые включают ускоренное развитие внутреннего производства и рынка посредством введения в оборот инновационных решений в условиях минимизации внешних экономических угроз, связанных с антироссийскими санкциями со стороны недружественных стран. Рассмотрены модели инновационной активности и выделены их ключевые субъекты. Выявлено, что одним из эффективных механизмов для достижения поставленных задач является ускорение темпов внедрения в промышленность объектов интеллектуальной собственности через трансфер результатов научных исследований в производство. Теоретический анализ. В статье рассматривается место и роль университетов в усилении инновационного потенциала в сфере интеллектуальной собственности. Проведен анализ существующих государственных мер, направленных на стимулирование развития инновационного потенциала университетов. Рассмотрены такие механизмы межуниверситетского взаимодействия, как концепция открытых инноваций и сетевой университет. Эмпирический анализ. Определены показатели, характеризующие патентную активность субъектов инновационной деятельности, и проведен анализ динамики по таким показателям, как количество заявок и выданных патентов, самообеспеченность и технологическая зависимость от иностранных источников. Сделан вывод о том, что в настоящее время данные показатели характеризуются рецессией. Полученные результаты требуют принятия новых решений и активизации университетской науки как основного субъекта «точки роста» инновационных идей и решений. Результаты. Итогом исследования является предложение по формированию университетского хаба на основе платформы для интенсификации патентной активности не только в контексте университетской инновационной деятельности, но и для привлечения различных участников экономики, задействованных в процессе как импортозамещения, так и усиления промышленного суверенитета страны. Проведен анализ способов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и планируемых выгод для субъектов-потребителей услуг университетского хаба. Выделены преимущества от создания университетского хаба, способствующие развитию инновационной сферы и укрепления межуниверситетских связей. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2023, Т. 23, вып. 1 |
ТЕХНОПАРК – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ |
Введение. Идея создания и развития технопарков в России является плодотворной и своевременной в силу ее универсаль- ности. Технопарки – это эффективнейший механизм формиро- вания и генерации инновационных предприятий. Теоретиче- ский анализ. Технопарки, являясь субъектами инновационной инфраструктуры, создают условия, благоприятные для разви- тия производственных предприятий научно-технической сфе- ры только при условии наличия оснащенной опытно-экспери- ментальной базы и привлечения высококвалифицированных кадров. В статье рассматриваются особенности создания тех- нопарков в России, в том числе университетских технопарков. Результаты. Анализируется опыт и обосновываются направления развития технопарков в России и Саратовской области. На основании проведенных авторами исследований выявлены основные этапы развития технопарков на мезоуровне (на при- мере Саратовской области). Основное внимание акцентируется на функциональных моделях технопарков, которые раскрывают их значение для национальной инновационной системы. Заключение. Технопарки способны оказать поддержку иннова- торам на всех стадиях инновационного процесса, тем самым они аккумулируют инновационный потенциал регионов и фор- мируют национальную инновационную систему страны |
Номер журнала 498 |
УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ |
Введение. Усиление роли университетов в развитии регионов в России определяет актуальность проведения исследований, позволяющих выявить направления влия- ния университета на территорию, а также оценить, насколько эффективными являются результаты этого влияния для регионального развития. Теоретический анализ. Классические теории университетов подходят к пониманию социальной роли и места университета особым образом. Традиционные функции университетов прошлого рассматриваются через призму личностного развития, а не потребностей общества в целом. В фокусе современных вузов лежат более широкие проблемы социального развития. Важной характеристикой современных университетов является их постепенная интеграция в жизнь сообществ. Механизмы интеграции университетов в социальное развитие объясняются с позиций различных теоретических моделей, в том числе модели «тройной спирали» Г. Ицковица и модели многоуровнего и многостороннего участия вуза в региональном развитии П. Арбо и П. Бенневота. Методология. В статье рассма- триваются основные положения методологии исследований роли вузов в региональном развитии на основе модели многоуровненого и многостороннего участия университетов в региональном развитии и методы, релевантные подобного рода исследованиям. Заключение. Исследования на основе модели многоуровненого и многостороннего участия университетов в региональном развитии позволяют уточнить понятие третьей роли – российских региональных вузов, скорректировать методологию комплексных качественных исследований их роли в региональном развитии, выявить сети их взаимодействия и применить результаты сетевого анализа взаимодействий университетов для целей стратегического развития вузов с учетом потребностей социально-экономическо- го развития территорий их локализации. |
Номер журнала 497 |