digitalization

Механизмы принятия управленческих решений в области цифровизации производственных процессов промышленного предприятия

Введение. Актуальность исследования процессов цифровизации промышленного предприятия и разработки методологии внедрения систем управления производственными процессами обусловлена тем, что внедряемые в производственную сферу цифровые технологии являются важными драйверами для улучшения процессов управления производством, повышения показателей производительности труда, снижения трудоемкости изготовления продукции, уменьшения себестоимости выпускаемой продукции и улучшения ее качества. Теоретический анализ. Проанализированы наиболее часто применяемые в современной практике промышленных предприятий авиационной отрасли информационные системы и продукты. Эмпирический анализ. Проведен анализ вариантов принятия управленческих решений создания ERP-комплекса, автоматизирующего процессы технологической подготовки производства, методами анализа преимуществ и недостатков, парных сравнений и Кепнера – Трего. Представлен механизм принятия обоснованных управленческих решений по анализу альтернатив, а также проведены оценка и выбор вариантов цифровизации процессов технологической подготовки производства на основе использования принципов разработки управленческого решения. Результаты. Обоснован выбор системы Global ERP для управления процессами подготовки производства на промышленных предприятиях авиастроительной отрасли, так как он наиболее точно соответствует выбранным критериям оценки. 

Проблемы и направления совершенствования цифровизации промышленного производства

Введение. Цифровизация промышленного сектора в России является приоритетной задачей, направленной на модернизацию и оптимизацию производственных процессов, улучшение качества и конкурентоспособности продукции, а также укрепление позиций страны на мировом рынке, что обусловливает актуальность анализа проблем внедрения цифровых технологий в промышленное производство. Теоретический анализ. Представлены основные внутренние и внешние аспекты цифровизации промышленного производства, которые могут повлиять на ее успешность, проведен SWOT-анализ и проанализированы преимущества, недостатки, возможности и угрозы, связанные с цифровизацией промышленного производства в России. Эмпирический анализ. Цифровизация промышленного производства в России протекает под воздействием следующих проблем: отсутствие цифровой инфраструктуры, недостаток квалифицированных кадров, высокая стоимость внедрения, проблемы кибербезопасности, неподготовленность законодательства. Результаты. Определены направления совершенствования цифровизации промышленного производства. В целом, результаты совершенствования цифровизации промышленного производства связаны с улучшением эффективности, гибкости, качества и конкурентоспособности организации, а также с созданием новых возможностей для роста и развития.

Парадокс цифровизации туризма

Введение. Обосновывается актуальность развития внутреннего туризма, исследуется динамика внутреннего туристского потока, говорится о значимости развития массового туризма для российской экономики. Теоретический анализ. Институционализация и цифровизация являются основополагающими элементами матрицы развития массового внутреннего устойчивого туризма. Отмечается, что прямое обращение к производителям туристских услуг со стороны потенциальных туристов посредством цифровых институтов становится условием восстановления массового туризма в нашей стране. Эмпирический анализ. Важную роль в развитии внутреннего туризма играет создание цифровых продуктов, к числу которых относится мобильное приложение-конструктор туристских путешествий «Сам себе туроператор». В работе приведен пример построения туристского маршрута по г. Самаре, доказываются преимущества пользования услугами предлагаемого приложения. Результаты. Становление массового внутреннего устойчивого туризма требует производства кастомизированного туристского продукта, чего можно добиться путем применения к туристской отрасли институционально-цифровых механизмов. Кастомизация туристского продукта снижает роль туроператоров на внутреннем рынке и повышает роль экскурсоводов и других прямых производителей туристскихуслуг, в чем и заключается парадокс цифровизации туризма.

Ограничения цифровых прав человека в целях противодействия терроризму

Введение. Российское гражданское законодательство учитывает инновации в информационном обмене, закрепляя понятие цифровых прав, при этом придавая им исключительно частноправовое понимание. Современная доктрина исходит из того, что развитие цифровых технологий также заметным образом повлияло на концепцию основных прав человека. Продолжением такого видения считается появление цифровых прав в публичной сфере. Это актуализирует анализ их возможных ограничений в целях противодействия терроризму. Теоретический анализ. Выявлены последствия перевода значительного объема социальных отношений в цифровой формат. При этом пока общий дискурс дискуссий исходит из принципа «нормативной эквивалентности» между «офлайн» и «онлайн» (что не требует кардинальных изменений в праве), но опыт распространения цифровых технологий показывает, что он все чаще дает системные сбои. Обозначены сложности с определением цифровых прав и их нормативным закреплением (на примере нормативных актов Европейского союза). Эмпирический анализ. На основе выявленных характеристик цифровых коммуникаций были представлены модели противодействия террористическим угрозам, сформированным в современном киберпространстве. Показаны особенности законодательного обеспечения китайской модели «Золотой щит», основанного на принципах цифрового суверенитета (в частности, Закон КНР «О безопасности данных»). Выделены особенности введения ограничений права на цифровое общение для лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности (в частности, на основании Акта о борьбе стерроризмом и безопасности границ, принятого в 2019 г. в Великобритании). Рассматривается и иной зарубежный опыт противодействия террористическим угрозам в цифровой сфере. Результаты. Показана необходимость учета технологических особенностей информационного обмена в цифровом пространстве. Это оказывает заметное влияние на появление новых мер противодействия терроризму. Зарубежный опыт свидетельствует о расширении перечня оперативно-розыскных мероприятий, перечня составов преступлений террористической направленности.

Инновации российского финансового сектора экономики

Введение. Цифровые изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, наиболее очевидны в определенных секторах, особенно в финансовом секторе. Одним из факторов современного развития устойчивой экономики является цифровизация общества, связанная с быстрым развитием информационных технологий. Информатизация этого сектора в России связана с синтезом изменений правового, экономического, социального, политического характера. Теоретический анализ. Статья посвящена ключевым тенденциям информатизации финансового сектора России. Рассмотрение теоретико-методологических подходов к изучению проникновения цифровых технологий в финансовый сектор показывает отставание российской практики развертывания цифровых технологий от западных практик и стремительный рост в 2020 г. под влиянием ковид-кризиса. Эмпирический анализ. Проведен анализ основных поставщиков информационных технологий в финансовой сфере и их продуктов. Определены приоритетные направления развития информационных технологий в финансовом секторе и пути их реализации. Изучены основные подходы к укреплению информационной безопасности и надежности финансовых технологий в России. Проведен синтез материалов по исследованиям информационных технологий в финансовом секторе России. Результаты. Современные реалии таковы, что новые технологии, основанные на цифровых сервисах, активно внедряются в российскую практику, что изменяет структуру субъектов финансового рынка, делает финансовые продукты более доступными для граждан и бизнеса. Проникновение ИТ-компаний на рынок финансовых услуг запускает процесс трансформации доставки финансовых продуктов и услуг, финтех становится самостоятельным сектором экономики. Формат работы финансового сектора 24/7 дает пользователям круглосуточный доступ к услугам и продуктам, но при этом формирует целый спектр рисков, которые необходимо учитывать и устранять. Цифровизация финансового сектора, основанная на глобальном переосмысление информационных решений, является ключевым условием перехода к устойчивому развитию.

Креативный туризм и цифровизация общества

Введение. Обосновывается актуальность исследования креативного туризма и цифровизации общества. Отмечаются возрастающие цифровые потребности граждан. Ответом на запрос потребителей является цифровизация экономики. Указывается, что креативный туризм, пользуясь цифровыми технологиями, способен обеспечить восстановление туристской отрасли, наиболее сильно пострадавшей в период пандемии. Теоретический анализ. Детально рассмотрено понятие «креативные индустрии» сэкономико-правовой точки зрения. Выделяются группы креативных индустрий. Отмечается, что креативные индустрии трансформируются в туристские ниши, в совокупности составляющие креативный туризм. Эмпирический анализ. Анализ ретроспективных данных и прогноз будущих значений указывают на растущую долю вклада креативных индустрий как в мировой ВВП, так и в ВВП России. Однако отмечается, что препятствием в развитии креативных индустрий становится цифровая эксклюзия. В работе акцентируется внимание на цифровых продуктах отечественных и зарубежных музеев. Указывается на возможность внедрения цифровых аватаров в деятельность исполнительских искусств как составляющих креативной туристской индустрии. Результаты. Отмечается, что процессы цифровизации влияют на развитие креативного туризма. Присущие креативным индустриям и цифровым технологиям инновационность и экспериментализм будут определять направления трансформаций креативного туризма в будущем.

Институт электронных обращений и его роль в повышении информационно-коммуникативной культуры

Введение. В настоящее время большая часть публичных услуг предоставляется в цифровом формате, что обусловливает необходимость активизации канала «обратной связи» между органами власти и организациями, выполняющими публичные функции, и потребителями услуг. Функционально эту задачу можно решить с помощью института электронных обращений. Теоретический анализ. Отмечается, что качественные изменения в социальной настройке в связи с цифровизацией экономики привели к изменению взаимоотношений государства и индивида. Управленческая парадигма выстраивается в соответствии с интересами субъекта-потребителя публичных услуг населения, большинство из которых предоставляются субъекту в электронном виде с их последующей оценкой через институт электронных обращений. Эмпирический анализ. Проанализировано законодательство, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе письменных, поданных в электронной форме. Сформулировано определение понятия «электронные обращения», проведена классификация электронных обращений, охарактеризованы правовые режимы подачи и рассмотрения электронных обращений через официальные сайты публичных органов и организаций, выполняющие публичные функции, а также через общефедеральные официальные (государственные) сайты, специально предназначенные для подачи гражданами обращений в форме электронного документа. Результаты. Сделан вывод о важной роли института электронных обращений в цифровой трансформации и повышении уровня информационно-коммуникативной культуры.

Обоснование сбалансированного концептуального подхода к процессу цифровизации в аспекте инновационного развития отечественных предприятий

Введение. В настоящее время одной из приоритетных задач для нашей страны является активизация инновационной деятельности отечественных предприятий. Важнейшим современным инструментом повышения активности инновационного развития становится цифровизация. Для достижения высокой эффективности процессов цифровой трансформации в контексте инновационной деятельности необходимо определить наиболее перспективный вариант реализации процессов цифровизации для активизации и поддержания на высоком результативном уровне процессов разработки и внедрения инноваций на отечественных предприятиях. Теоретический анализ. Существующие теоретические подходы к понятию цифровизации определяют ее как драйвер инновационного развития. Переход к цифровым технологиям трансформирует инновационную деятельность предприятия, предоставляя широкие возможности как за счет повышения эффективности процессов, так и за счет разработки и вывода на рынок новой продукции или услуг. При этом наблюдается недостаточность научного интереса к вопросам дополняющей цифровой трансформации системы управления, тогда как понятие сбалансированной цифровой трансформации сферы производства и управленческой системы предприятия не рассматривается, что определяет низкую результативность инициируемых изменений процессов инновационного развития. Эмпирический анализ. Выявлено, что в настоящее время переход на «цифру» осуществляется в основном в производственной сфере. При этом отсутствует связь между цифровыми технологиями, применяемыми в системе управления и производственной системе, что негативно отражается на результативности как текущей, так и инновационной деятельности, тогда как исследования зарубежных авторов демонстрируют повышение прибыльности в результате синергетического эффекта одновременной цифровой трансформации системы управления и производства. Результаты. Предложен концептуальный подход цифровизации инновационной деятельности отечественных предприятий, основанный на синхронной, динамической, взаимодополняющей цифровой трансформации производственной и управленческой сферы, что позволит обеспечить достижение поставленных целей.

Глобальное цифровое пространство: перспективы и угрозы для экономического развития стран

Введение. В настоящее время в мире происходит создание глобального цифрового пространства. Данный процесс в большей или меньшей степени охватывает практически все страны мира. Актуальность и жизненность данного процесса доказывается охватом цифровизацией не только экономики, но и всех сфер жизнедеятельности человеческого общества. Несмотря на все возрастающую степень исследуемости данного процесса, ставится вопрос о поиске угроз и перспектив, которые следует ожидать от цифровизации для развития экономики нашей страны. Теоретический анализ. Исследуется исторический аспект развития цифровой экономики, выявляются причины, вызвавшие этот процесс. В статье отмечается первое отождествление этого понятия с такими понятиями, как «электронная торговля», «обмен файлами через пиринговую сеть». Рассматривается недопущение упрощенного понимания цифровизации, связывая ее только с этими понятиями. Приводятся данные о появлении совершенно иного характера явлений и понятий, обусловленных цифровизацией в XXI в., рассмотрены особенности этого процесса в разных странах мира в условиях существующего процесса глобализации. Рассмотрены как преимущества, так и угрозы, связанные с проникновением цифровизации в глобальное пространство. Преимущества цифровизации увязываются с легкостью копирования, передачей и распространением информации. Угрозы, которые несет распространение цифровизации на глобальное пространство, можно смело связать с нарушением авторских прав, с копированием, «пиратством», что в итоге выливается в потери инвестиций. Влияние внешних политических и экономических угроз, которые применяются по отношению к нашей стране, уже не могут исключить Россию из числа деловых партнеров в этих новых условиях глобализации. Цифровизация стирает все преграды на пути взаимодействия между различными странами, в том числе и с Россией. Эмпирический анализ. В статье анализируются факты, доказывающие неоспоримые преимущества, которые несет в себе цифровизация для всех стран. Выявляются лидеры на рынке IT. В основу положен принцип учета таких показателей, как число пользователей Интернета, удобство/трудность доступа, наличие аналоговых дополнений, развитый телекоммуникационный рынок, не исключающий возможности его дальнейшего развития. Отмечается, что именно они влияют сегодня на переход стран на более высокую ступень. В этой связи актуальной является классификация стран, представленная компанией The Boston Consulting Group (BCG). В ее основу заложены показатели, свидетельствующие о наличии высоких технологий: относительный уровень развития цифровых операций и ВВП на душу населения, степень оцифровки экономических операций. Эти данные позволяют выделить наиболее развитые страны. В настоящее время их насчитывается не более шести. Результаты. Учет факторов, описанных в статье, будет способствовать реализации основной цели проникновения цифровизации в глобальное пространство – достижению делового успеха во всех странах, в том числе и в России. Это позволяет говорить о новом звучании понятия «глобализация» и делает вновь актуальным тезис А. Смита о «невидимой руке рынка», т.е. личном интересе.

Цифровизация туризма: формы проявления

Введение. Обоснуется актуальность исследования цифровизации туризма. Отмечаются мотивы субъектов туристского рынка к использованию цифровых технологий. Указывается, что цифровизация является новой формой коммуникационного взаимодействия между производителями и потребителями туристических услуг, становясь источником конкурентных преимуществ туристских организаций. Теоретический анализ. Помимо введения понятия  «цифровизация» исследуются ее преимущества и возможные риски реализации. Отмечается важность становления нового типа работника – «цифрового работника», указывается его роль в современных организациях. Доказывается значимость цифровизации экономики в создании добавленной стоимости предприятий в различных отраслях национальной экономики. Эмпирический анализ. Эмпирический анализ позволяет выявить современные формы цифровизации туризма. К их числу относятся онлайн-покупка спроектированных туроператорами туров, разработка мобильных приложений, полезных для осуществления туристского путешествия, цифровизация самодеятельных туров путем создания так называемых школ «Путешествий для начинающих туристов», а также разработки единой информационной платформы в сети Интернет для самостоятельных туристов. Результаты. В заключение отмечается, что в ближайшей перспективе конкурентоспособностью будут обладать те организации туристской индустрии, которые способны кастомизировать свои услуги, обеспечивая себе тем самым стабильный поток клиентов.

Страницы