investment climate
СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ |
В статье обсуждается структура финансирования предприятий пищевой промышленности в Волгоградской области. По мнению автора, существование единого механизма финансирования инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности создает преимущества их устойчивого развития на основе обеспечения эффективности функционирования механизма управления финансированием инновационной деятельности и заключается в последовательной разработке философии, идеологии, а также тактики и стратегии финансирования инновационной деятельности предприятия. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2012, Т. 12, вып. 3 |
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (на материалах Ульяновской области) |
Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежный спрос на инвестиции в данном регионе, и формируется из двух компонентов: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Статья посвящена оценке инвестиционной привлекательности региона (на примере Ульяновской области). Вектором проведения данной оценки стал анализ позиции региона в рамках рейтингов инвестиционной привлекательности. Анализ. На основе данных исследования по России рейтингового агентства «Эксперт РА» проведен анализ позиций субъектов Приволжского федерального округа по инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску в 2005– 2011 гг., выделены регионы-лидеры и аутсайдеры, сделан акцент на вариациях факторов потенциала и риска «регионов-конкурентов» Ульяновской области. Исследование позиций регионов ПФО в рамках рейтинга Росстата по показателю объема инвестиций в основной капитал на душу населения позволило разбить субъекты округа на четыре группы в зависимости от изменения существующих позиций после кризиса 2008–2009 гг. Обзорно затронуты рейтинг лучших регионов для бизнеса Forbes, в который вошли шесть регионов ПФО, а также рейтинг регионов по динамике инвестиций в человеческий капитал «РИА-Аналитика». Проведен подробный анализ динамики факторов, составляющих инвестиционный потенциал и риск Ульяновской области. Выводы. Без изменения структуры и качества инвестиций в Ульяновской области в направлении создания высокотехнологичных рабочих мест и энергичного повышения качества используемой рабочей силы, ее компетенций, навыков, знаний, умений удержаться на завоеванных позициях региону не удастся уже в среднесрочной перспективе. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(2) |
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ ТЭК |
Более 10 лет Правительством Российской Федерации решается вопрос улучшения инвестиционного климата. Несмотря на это, он остается неблагоприятным, а рейтинг инвестиционной привлекательности Российской Федерации имеет негативную тенденцию. Теоретический анализ. Инвестиционная деятельность компаний ТЭК сопряжена с множеством проблем, связанных как с организацией и планированием данного процесса внутри организации, так и с взаимодействием всех внешних участников этой деятельности, включая и вопросы привлечения требуемого внешнего финансирования. Результаты. Меры по стимулированию прямых иностранных инвестиций не имеют практического характера и не решают основных проблем, таких как коррупция, неразвитая инфраструктура, отсутствие льготного налогообложения, политические риски. На этом фоне с учетом повышенных политических рисков в нефтегазовой отрасли количество проектов с участием иностранного капитала незначительно. Рейтинг инвестиционной привлекательности Российской Федерации имеет негативную тенденцию. Выводы. В настоящий момент предпринятые Правительством РФ действия по улучшению инвестиционного климата не приводят к желаемым результатам. Данная тенденция связана с отсутствием фактических изменений в сопровождении инвестиционных процессов, а также с отсутствием целостной программы стимулирования прямых иностранных инвестиций. Так как профессиональная среда реагирует только на конкретные факты, подтверждающие изменения, объемы прямых иностранных инвестиций существенно не изменились. В таких условиях особое значение приобретают государственные инвестиции, эффективность которых становится определяющим фактором развития экономики страны в текущем десятилетии. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(1) |
Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России |
Введение. Современный этап развития экономики характеризуется повсеместной цифровизацией всех сфер хозяйствования. Одним из ключевых направлений, обозначенных Российской Федерацией для развития цифровой экономики, являются инвестиции и инвестиционные отношения. Государство вносит свой вклад в поддержку и развитие инвестиций в условиях становления цифровой составляющей экономики. В статье рассматривается влияние страны на механизмы расширения инвестиционной сферы с учетом специфики локального развития. Теоретический анализ. Основанием рассмотрения целого ряда направлений влияния государства на инвестиции в цифровой экономике являются две категории – инвестиционный климат и инвестиционная политика страны. Ключевым звеном процесса исследования являются наборы экономических, социологических и статистических методов, а также прикладные научные работы в области цифровизации общественных институтов, институциональных инвестиций и инвестиционных отношений как части экономической системы. Эмпирический анализ. Рассмотрены актуальные аспекты роли государства в развитии инвестиций в быстроменяющихся условиях и разделены на шесть основополагающих категорий. Процесс представлен в виде активизации законодательного процесса и тестирования регулятивных «песочниц». Охарактеризованы осторожность Российской Федерации в выборе поддерживаемой отрасли инвестиций, ее вид и сопутствующие нормативно-правовые акты. Результаты. Дана подробная характеристика аспектов развития, выбранных государством для поддержки инвестиций в условиях цифровой экономики. Проведен фактологический анализ системы методов влияния государства на инвестиционные отношений в условиях глобальной и страновой цифровизации экономической сферы. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2021, Т. 21, вып. 2 |
РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Введение. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы на- правления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства про- мышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности. |
Номер журнала 497 |
«ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ» В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
Введение. В статье рассматривается содержание Теории «Тройной спирали», разработанной западными учеными в начале XXI в., суть которой заключается в необходимости инновационного взаимодействия трех движущих сил современной экономики – университетского сообщества, промышленных предприятий и органов государственной власти, и анализируются практические стороны данного взаимодействия в Саратовской области, показываются преимущества и недостатки взаимосвязи между данными элементами. Теоретический анализ. Рассмотрение взаимодействия между элементами «тройной спирали» предполагает использование методов научного исследования. К ним относятся системный, комплексный, статистический методы, анализ и синтез исследу- емого объекта, использование методов специальных исследований (данные интервью). Эмпирический анализ. В рамках инновационного взаимодействия на региональном уровне рассматривается возможность капитализации имеющихся наличных материальных и финансовых ресурсов региона и показывается, что в Саратовской области осуществить такую капитализацию проблематично из-за высокой кредитной задолженности региона. Результаты. В заключение делается вывод о том, что многое в функционировании «тройной спирали» зависит от деятельности региональных органов государственной власти, которые должны проводить соответствующую экономическую политику, увеличивать капитализацию имеющихся материальных и образовательных ресурсов в Саратовской области, предотвращать «утечку мозгов» из региона, создавать благопри- ятные условия для реализации инновационных разработок наиболее одаренной студенческой молодежи, научного сообщества и инновационного бизнеса. |
Номер журнала 496 |