Президент РФ
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО НАГРАЖДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
В статье раскрыта история становления института наград в России, анализируются новейшие теоретико-практические вопросы применения государственных наград. Раскрыты исходные понятия государственных наград, а также демократическая ценность применения данного института в условиях российской действительности. Автором рассмотрены основы правовой регламентации полномочий Президента РФ по награждению государственными наградами. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2012, Т. 12, вып. 2 |
ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ |
Введение. Статья посвящена исследованию статуса вспомогательных органов, содействующих реализации президентских полномочий в сфере конкретизации правового статуса личности, а именно полномочий главы государства, закрепленных в ст. 89 Конституции РФ: по решению вопросов гражданства и предоставлению политического убежища, награждению государственными наградами и присвоению почетных званий, а также осуществлению помилования. Результаты. Автором изучены вопросы правового регулирования деятельности Администрации Президента РФ, комиссий и советов при Президенте РФ, которые составляют систему вспомогательных органов при главе государства. Заключение. Анализ практики деятельности таких органов позволил сформулировать предложения по совершенствованию законодательства путем принятия Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» с выделением главы «Вспомогательные органы при Президенте Российской Федерации», которая закрепит их статус, порядок формирования и принципы функционирования. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2013, Т. 13, вып. 2 |
Место Президента РФ в конституционной системе публичной власти (в свете конституционной реформы 2020) |
Введение. Конституционно-правовая характеристика статуса любого органа начинается с определения его места в системе власти. Именно данный элемент перманентно (непрерывно, постоянно) находится в центре внимания исследования президентской власти. Теоретический анализ. Отмечается, что очередное конституционное реформирование российской государственности детерминировано определенным этапом трансформации президентской власти, а именно ее модернизацией, конституционализацией и в конечном счете институционализацией. Эмпирический анализ. Проанализирована практика конституционного реформирования, обусловленная трансформацией президентской власти, на основе чего предложена ее новая периодизация. Доказано, что содержание конституционной поправки 2020 обусловлено конституционализацией президентских полномочий в сфере публичной власти. В рамках современного этапа институционализации президентской власти сформулировано предложение по совершенствованию ее правовой регламентации как ведущего субъекта по обеспечению единства системы органов публичной власти. Результаты. Сделан вывод, что современный правовой режим публичной власти обусловлен центральным местом Президента РФ в ее системе, требующим дальнейшей конституционно-ценностной регламентации. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2022, Т. 22, вып. 1 |
К вопросу о легитимности современной конституционной реформы |
Введение. Реформирование Основного закона на протяжении новейшей истории России обусловлено политической целесообразностью трансформации президентской власти. До середины 2000-х гг. конституционная незыблемость, поддерживаемая властью, была направлена на сохранение ее политической стабильности. Теоретический анализ. Российская Федерация вошла в новый этап конституционного развития, обусловленный необходимостью конституционализации - придания легитимного характера сложившейся президентской власти. Любая конституционная реформа требует теоретического осмысления ее легитимности, целесообразности, легальности (законности). Эмпирический анализ. Основным фактором современного конституционного реформирования выступает необходимость конституционализации президентской власти. Результаты. Введение дополнительных процедур по принятию поправки к Конституции свидетельствует о политической воле Президента РФ заручиться поддержкой активных участников конституционных процессов, тем самым облечь в легитимную и легальную форму проводимую конституционную реформу. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2020, Т. 20, вып. 4 |
СОВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА В РОССИИ |
Введение. Президент РФ занимает лидирующее место в си- стеме органов власти России. Конституция РФ в ст. 80 опре- деляет статус Президента РФ в качестве главы государства, в чьи функциональные обязанности входят обеспечение, ко- ординация и контроль наиболее важных сфер государствен- ного управления: Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Российской Федерации, ее неза- висимости и государственной целостности, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Основополагающими инструментами в деятельности главы государства выступают его правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики госу- дарства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также представительство России внутри страны и в международных отношениях. Для реализации компетенции глава государства наделяется широкими полномочиями, уста- новленными главой 4 и иными статьями Основного закона, а также конституционным законодательством. Так, Президент РФ наделен правом по формированию собственного аппарата, а именно Администрации и входящих в нее полномочных пред- ставителей (пп. и), к) ст. 83 Конституции РФ). Цель. Основная цель работы состоит в теоретическом осмыслении института полномочных представителей главы Российского государства и выработке практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования и правоприменения. Результаты. Констатируется, что создание института полномочных пред- ставителей Президента РФ определено неограниченным кон- ституционным правом главы государства и направлено на фор- мирование механизма реализации его широкой компетенции. Заключение. Статус полномочного представителя определя- ется главой государства, отличается правовым многообразием, требует законодательной унификации и совершенствования правоприменительной практики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4 |
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ |
Форма правления как одна из трех характеристик устройства государства определяется способами формирования органов государственной власти. Классическая формула определяет республику как форму правления, при которой высшие органы власти избираются или формируются обще национальным представительным учреждением. В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и места президента (главы государства) в системе государственной власти различают президентскую, полупрезидентскую и пар- ламентскую республики, в которых юридически или фактически президент всегда является главой исполнительной власти или ее частью. При этом фундаментальными принципами, определяющими систему государственной власти и места в ней президента, выступают принцип разделения властей и са- мостоятельность их органов (ст. 10 Конституции РФ), а также единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функциональный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юридический, позволяющие автору исследовать правовые основы формальной и фактической формы правления России, сопоставив признаки парламенской, президентской и полупрезидентской республик. Результаты. Констатируется, что на современном этапе развития российской государственности необходим переход от сверхпрезидентской к парламентской форме правления с соответствующими изменениями конституционного законодательства и правоприменительной практики. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4 |
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ИНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Введение. На современном этапе развития института защи- ты прав человека и отдельных категорий граждан в Российской Федерации особое значение приобретает правовой анализ компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимате- лей на федеральном и региональном уровне в Российской Фе- дерации. На современном этапе данный институт интенсивно развивается. Реализация полномочий бизнес-омбудсмена на- прямую связана с проблемами его взаимодействия с различны- ми органами публичной власти по защите прав субъектов пред- принимательской деятельности. Методы. Методологической основой исследования выступает внутренне взаимосвязанный комплекс методов познания: системно-структурный, функцио- нальный, логический, исторический. Базовыми общеправовыми методами являются сравнительно-правовой и формально-юри- дический, позволяющие автору исследовать правовые основы организации и деятельности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в России на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (на примере Саратовской об- ласти). Результаты. Констатируется, что в своей деятельности уполномоченные не являются независимыми, о чем свидетель- ствуют порядок их назначения и досрочного освобождения от должности, формирование и деятельность их аппарата, а также отчетность и контроль за их деятельностью со стороны долж- ностных лиц, при которых они созданы. Автор приходит к выво- ду о необходимости совершенствования правового регулиро- вания и практики реализации полномочий бизнес-омбудсмена на федеральном и региональном уровнях, а также приведение законодательства субъектов РФ в соответствии с общефеде- ральными требованиями. |
Номер журнала 496 |