state

Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: понятие и признаки

Статья посвящена конституционной обязанности родителей заботиться о детях в Российской Федерации, о которой в науке конституционного права России на сегодняшний день отсутствует комплексное и глубокое исследование, несмотря на всю актуальность вопросов, составляющих ее содержание: воспитание детей, их содержание, обеспечение получения детьми образования, забота о здоровье детей и т.д. Автор формирует понятие данной конституционной обязанности и раскрывает ее признаки.

Формирование некоторых политико‑правовых представлений о государственной власти в Европе

В работе основное внимание уделено понятию государственной власти в различных учениях о ней в государствах Европы и практика их реализации до появления понятия института правового государства.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается роль государства в обеспечении экономической безопасности личности. Сделана попытка более детально проанализировать понятие «социально-экономическая политика». Особое внимание уделяется вопросу о месте и роли государства в защите экономических интересов страны в целом и каждого человека в отдельности.

ФИНАНСЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В статье представлены результаты исследований участников круглого стола Московского экономического форума, проходившего 20–21 марта 2013 г. в МГУ. Теоретический анализ. На основе эмпирических данных исследованы источники финансирования социальной сферы со стороны трех основных макроэкономических субъектов: государства, фирм, домохозяйств. Показаны возможности и ограничения финансирования социального государства в российской экономике. Использован системный подход к анализу проблемы, применены методы статистического анализа, графический метод анализа и синтеза. Результаты. Развитие социального государства в России требует расширения многоканального финансирования социальной сферы на основе консолидации всех структур гражданского общества. Выявлены финансовые ограничения: со стороны государства – несогласованность бюджетной и социально-экономической политики государства, проявляется в сокращении расходов на социальную сферу (бюджет 2013–2015), что противоречит целям развития социального государства; со стороны бизнеса – отсутствие эффективных стимулов для развития государственно-частного партнерства и развития КСО; со стороны домохозяйств – инвестиционные возможности ограничены дефицитом финансовых ресурсов большинства населения. Сделан общий вывод: недостаток финансирования, неэффективное использование финансовых ресурсов социальной сферы становятся факторами, тормозящими социальное и инновационное развитие России. 

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РФ

В современных экономических условиях России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав  и законных интересов предпринимательства.  Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012  г.  института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ. В статье  отстаивается  позиция,  основанная  на  анализе конституционных положений, федерального законодательства, а также политэкономического развития России,  согласно которой бизнес-омбудсмен является  конституционным институтом.  Результаты.  В статье  для исследования института уполномоченного по защите  прав  предпринимателей были  применены  общенаучные  методы:  анализ,  синтез,  метод системного подхода,  метод функционального подхода,  а также частнонаучные методы: статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой.  Результатом исследования института уполномоченного по защите  прав  предпринимателей является  обоснование автором позиции,  согласно которой институт  бизнес-омбудсмена обладает конституционно-правовым статусом.  Заключение.  Институт  бизнес-омбудсмена  – это своего рода  новая  веха  в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность Право обширна и специфична  и включает  в себя  такие полномочия, которые не  могли бы быть  эффективно реализованы в рамках работы  органов,  предусмотренных  Конституцией  РФ.

Идеологический нейтралитет и принцип светского государства в свете поправок к Конституции РФ 2020

Введение. Существование и развитие любого общества невозможно без его духовной составляющей, которая в России тесно связана с религией, религиозными ценностями и идеалами. Несмотря на то что в светском Российском государстве официальная власть остается идеологически нейтральной ко всем религиям, религиозным конфессиям и религиозным организациям, в социокультурном пространстве идет сближение государства и Церкви. Теоретический анализ. Взаимодействие государства и религиозных организаций не искажает и не умаляет важности принципов основ конституционного строя – светского государства и идеологического нейтралитета государства, поскольку взаимодействие не касается вопросов осуществления государственной и религиозной власти, не затрагивает реализацию функций и задач государства и Церкви. Эмпирический анализ. Впервые в Конституции РФ путем внесения в нее поправок в 2020 г. были закреплены религиозные ценности и идеалы, вера в Бога как духовно-нравственные основания исторического развития многонационального народа России. Это стало возможным в связи в расширением интерпретации категорий «идеологический нейтралитет» и «светский характер государства». Результаты. В содержание принципа светского государства и его идеологической нейтральности укладывается религиозное присутствие в публично-правовой сфере.

Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства

Введение. В решении вопроса обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности, особую актуальность занимают вопросы распределения государственной поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты государственного регулирования сельского хозяйства. Научно обоснована необходимость разработки методической базы и инструментария совершенствования системы распределения субсидиарной поддержки сельского хозяйства. Эмпирический анализ. Проведен анализ и дана оценка динамики финансирования сельского хозяйства и результатов аграрного производства. На основании эмпирического анализа выявлено, что уровень государственной поддержки характеризуется тенденцией увеличения доли затрат в расчете на единицу результата в сравнении с отраслями промышленности, что обосновывает необходимость разработки принципов и механизма совершенствования распределения субсидиарной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Результаты. Развиты методические подходы к государственной поддержке сельского хозяйства, в рамках которых сформулированы методы и формы государственной поддержки. Разработана система принципов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих векторам устойчивого социально-экономического роста. Развитие методических подходов к совершенствованию государственной поддержки и форм ее распределения на отраслевом и региональном уровне на базе применения авторских принципов позволит разработать ключевые индикаторы оценки эффективности поддерживающей и стимулирующей субсидии для региональных отраслевых агросистем всех форм хозяйствования с учетом достигнутого уровня инновационности сельскохозяйственного производства. Практическая реализация результатов исследования позволит создать условия для динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики на инновационной основе.

Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России

Введение. В статье обосновано суждение о недостаточной урегулированности вопроса взаимодействия государства и политических партий: в законе детально не закреплены ни принципы, ни формы, ни порядок, ни сферы взаимодействия политических партий с государством. Отсутствует механизм учета и внедрения рекомендаций и предложений политических партий в государственно-управленческую сферу, что делает невозможным реальное влияние политических партий на государственную политику. Между тем законодательство о политических партиях содержит требования, предъявляемые к созданию, деятельности партий, а также прописана система государственных гарантий в информационной, финансовой и иных сферах.

Цель. Цель работы состоит в обосновании идеи о том, что о паритетных началах во взаимодействии государства и политических партий говорить не приходится, скорее – об одностороннем воздействии государства на партии.

Теоретический анализ. Законодательная регламентация взаимодействия партий и государства закреплена лишь в ст. 10 ФЗ РФ «О политических партиях» в форме запрета взаимного влияния на деятельность друг друга, что явно не достаточно для эффективного сотрудничества. А именно оно должно быть условием полноценного развития политической и государственно-правовой систем. Отсутствие четко прописанных принципов, форм и методов взаимодействия государства и политических партий привело, во-первых, к воздействию государства на политические партии, прежде всего, через систему финансово-информационных ресурсов, предоставляемых партиям, участвующим в выборах, а во-вторых, к выборочному контролю за деятельностью политических партий, что приводит к неравенству фактического положения последних.

Выводы. Анализ российского законодательства показал, что многоаспектная цель создания и деятельности политических партий в России не может быть реализована, поскольку во взаимодействиях с государством политические партии находятся в подчиненном положении, поскольку действенных гарантий и механизмов влияния на государственно-правовую жизнь не имеют.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В российских условиях на сегодняшний день актуальным и перспективным источником роста эффективности производства и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса. Теоретический анализ. Малый бизнес – это локомотив экономики страны, это огромная сила. Периодически создаются благоприятные условия для процветания малого бизнеса. Проблема наращивания этого сектора экономики поднималась властями на всех уровнях управления, что обусловило изменения нормативно-правовой базы. Цель статьи – изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в России. Результаты. Выявлены специ фика и особо значимые проблемы малого бизнеса. Исследованы институциональные аспекты и действующий механизм реализации господдержки развития малого бизнеса. Предложен ряд направлений по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса в России. Необходимо сформировать эффективные инструменты реализации системы господдержки малого предпринимательства с целью его стабильного развития.