университет
УНИВЕРСИТЕТ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ |
Введение. Региональный университет можно рассматривать как один из основных элементов для выстраивания стратегии развития региональной экономики. В статье рассматривается траектория перспективного развития университета региона в условиях современных тенденций. Теоретический анализ. В рамках модели «тройной спирали» важен именно сетевой характер взаимодействия участников инновационного процесса. Потребности в новых профессионалах, инвестициях, в изменении технологий обучения, создании и развитии университетской инфраструктуры, изменении этики и институциональных норм – это те вызовы, которые стоят перед университетами современной России. Эмпирический анализ. Вопросы взаимоотношений бизнеса, государства и университетов, финансирования высшего образования, качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда являются особо актуальными в связи с постоянно повышающимися и радикально изменяющимися требованиями бизнеса в лице работодателей к компетенциям выпускников, недостаточностью государственных бюджетных средств для финансирования высшего образования и необходимостью развивать внебюджетные источники. Результаты. Университеты в регионах должны стремиться занять проактивную позицию в региональной экономике, делающую их активными промоутерами и агентами будущих инноваций. Они должны создать структуры со следующими характеристиками: слаженная работа менеджмента университета, бизнеса и государства, меритократический подход к управлению, возведение мостов и революционные изменения образования, внедрение новых образовательных технологий и методик преподавания, что является основой будущей эффективной деятельности университета и инновационного развития региона в целом. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», 2013, Т. 13, вып. 2 |
ТИПОЛОГИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА |
Вклад университетов в генерацию инноваций и трансфер знаний, в экономическое развитие региона и страны на региональном уровне рассматривается как существенный фактор инновационного роста, поэтому составление классификации основных подходов к анализу этого влияния актуально. Теоретический анализ. В зависимости от используемых подходов все методы анализа влияния университета на инновационное региональное развитие подразделяются на количественные и качественных методы экономического исследования показателей, а также эмпирические и теоретические методы экономического познания. С этих позиций в статье дан обзор методики количественной оценки влияния отдельных факторов на темпы промышленного роста И. А. Майбурова, методологии проекта ОЭСР «Обзор роли вузов в региональном развитии», комплексной модели многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона О. В. Перфильевой, методики анализа опыта взаимодействия действующих федеральных университетов с соответствующими регионами России О. В. Перфильевой и Т. А. Мешковой, а также методики оценки развития высшего образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов РФ. Результаты. Создание механизмов, позволяющих выявлять и отслеживать тенденции изменения индикаторов развития образования по регионам, дает возможность оценить вклад университета в развитие региона, а также позволяет разрабатывать инструменты оценки и модели прогнозирования влияния национальных исследовательских университетов на инновационное развитие регионов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(1) |
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНА |
Введение. Актуальность изучения проблематики взаимодействия университета и региона обусловливается усилением так называемой «третьей роли» университетов – взаимодействия вуза с регионом. Теоретический анализ. В зарубежных современных работах по теории и методологии современного инновационного развития состояние исследований выявляет новые тенденции и свойства взаимодействия науки, бизнеса и государства. Рассмотренные в статье функции университетов и модели взаимодействия университетов с местным сообществом показывают, что все больше социальных субъектов участвует в процессах развития высшего образования, кардинально меняя характер взаимоотношений науки с обществом. Говоря о восприятии университетом своего региона, исследователи отмечают несколько аспектов взаимодействия университетов с местным сообществом. В связи с изменением роли университета модифицируются и модели взаимодействия университета и региона. Результаты. Моделируя свое взаимодействие с регионом, университет должен пользоваться системным подходом, опираясь при этом на анализ соответствия своих внутренних возможностей с потребностями региональной экономики, что, в свою очередь, согласуется с основной миссией самого университета в области организации образования и научных исследований. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4(2) |
Индикаторы оценки эффективности функционирования региональных систем высшего образования |
Введение. Поиск эффективных моделей развития высшего образования обусловливает востребованность разработки подходов и индикаторов оценки деятельности региональных систем высшего образования. Целью исследования является развитие методологических основ и подходов к оценке эффективности региональных систем высшего образования через определение индикаторов для комплексной оценки современных тенденций их развития, реализации ими своих функций и их социально-экономической эффективности для разработки рекомендаций по повышению эффективности системы высшего образования в России. Теоретический анализ. Эффективность региональной системы высшего образования оценивается на основе результатов ее функционирования, которые выражаются в реализации образовательной, научно-исследовательской и социальной функций. Актуальным вектором развития данной проблематики является разработка перечня индикаторов, которые должны быть, с одной стороны, доступны из имеющихся источников и количественно измеримы, с другой – должны отражать вклад региональных систем высшего образования в развитие региона и оценивать их эффективность в контексте вовлеченности в региональное развитие. Эмпирический анализ. Индикаторы оценки эффективности должны, соответственно, предоставлять возможность проводить оценку подобных результатов. Система индикаторов оценки эффективности региональных систем высшего образования представлена с позиций функционального аспекта в разрезе входных и выходных ресурсов. Результаты. Разработка методов оценки эффективности региональной инновационной системы и вклада университетов в региональное развитие на основе рассматриваемых индикаторов позволит изучать различные аспекты деятельности региональных университетов, создавая инструментарий оценки их потенциала в содействии региональному экономическому развитию. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019, Т. 19, вып. 4 |
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В АНАЛИЗЕ ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА |
Введение. Определение вклада университета в экономическое развитие региона необходимо для стимулирования инноваци- онной деятельности, реализуемой университетами, а также для осуществления государственного регулирования деятельности университетов, что требует более глубокого анализа иннова- ционной активности региональных университетов. Развитие инновационной экономики и постоянный мониторинг инноваци- онной активности региональных организаций требует комплекс- ного подхода, применения математических и инструментальных средств анализа. Методы. В статье предложен комплексный подход к решению проблемы оценивания вклада университетов в экономическое развитие региона. Выполнен анализ связи до- ходов университета с его ресурсной базой и построена мульти- пликативная модель зависимости от формирующих эти доходы показателей. Предметом исследования являются индикаторные и функциональные модели, позволяющие оценить вклад уни- верситетов в региональное инновационное развитие. Разрабо- тан экономико-математический инструментарий для анализа и оценивания вклада университета в экономическое развитие региона. Результаты. Проведены вычислительные экспери- менты по данным Росстата на примере Астраханской области. Рассмотрены важные показатели деятельности вузов, произве- дено структурное и кластерное деление показателей. Выявлены зависимости результативного показателя (доходы вузов) от фор- мирующих их факторов. Рекомендации могут применяться для рационализации финансирования инноваций, способствующих повышению качества экономического развития регионов за счет влияния университетов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 3 |
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕСА |
Введение. Университеты в настоящее время помимо функций образования, исследования, играют интегрирующую роль внутри экосистемы инноваций, участвуя в процессах развития бизнеса. Огромное значение приобретает академическое взаимодействие университетов и предприятий. Теоретический анализ. В статье определены проблемные вопросы академического взаимодействия университетов и бизнеса, связанные с его оценкой: нехватка лонгитюдной информа- ции, валидность и сопоставимость результатов исследования ограничены способами оценки. Обсуждение результатов. Результатом проведенного автором исследования являются предложения усилить исследование самого процесса академического взаимодействия, изучить его последствия, институциональные аспекты. Заключение. Дальнейшее исследование проблемных вопросов академического взаимодействия позволит сделать выводы о том, какие его формы продвигать и при каких условиях они могут достигнуть дальнейших научных или экономических целей. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4 |
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА |
Введение. В условиях повышенного интереса к результатив- ности систем образования в условиях усиления транспарентно- сти к государству и обществу формируются новые инструменты оценки эффективности на основе понятия академической до- бавленной стоимости. Каждая образовательная система или учреждение могут быть оценены с точки зрения эффективности затраченных средств государством и качества и объема знаний и навыков его выпускников. Теоретический анализ. Акаде- мическая добавленная стоимость может служить инструментом оценки степени улучшения/усиления знаний, навыков и способ- ностей обучающихся в период обучения, степени наделения их возможностями критического мышления, рефлексии на про- исходящие события и изменения и способностей обучаться в течение всей жизни. Эмпирический анализ. Получаемые на основе академической добавленной стоимости результаты предоставляют возможность сравнивать качество образова- тельных учреждений, обладающих различным уровнем студен- ческого контингента. Результаты. Концепция академической добавленной стоимости отражает влияние внешних факторов, часто не имеющих отношения к образовательному процессу, на уровень образовательных достижений учащихся, поднимая более серьезные вопросы доступности и качества образования в целом, нежели его результативность, и заставляет исследова- телей в области образования переходить к оценке результатов обучения, а не входных параметров (прежде всего таких, как объем финансирования и профессиональный уровень препо- давательского состава). |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4 |
ПОДХОДЫ К МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА |
Введение. Усиление роли университетов в региональном развитии актуализирует исследования, нацеленные на определение направлений влияния университета на регион и оценку эффективности данного воздействия для регионального развития. Теоретический анализ. Для определения и оценки роли университетов в региональном развитии применяются различные модели, позволяющие проводить многосторонний анализ вклада университетов в инновационное развитие региона. Методика исследования. Разработка методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона предполагает определение подходов к установлению направлений, степени и времени воздействия изменений объекта на среду его функционирования. Оценка вклада университета в инновационное развитие региона – это оценка воздействия его динамики на изменение функциональной структуры региона. Результаты. Оценить вклад университета в инновационное развитие региона на функциональном подходе предлагается по следующим параметрам: наличие экономики знаний в функциональной структуре экономики региона; ее доля, характер взаимодействий функционально-организованных подразделений региональной экономики, наличие/отсутствие инновационной ренты; уровень инновационной конкурентоспособности региональной экономики. Составленная оценка позволит определить наличие и характер вклада (положительный/отрицательный эффект) университета в инновационное развитие региона. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1 |
КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА |
Для поиска наиболее действенных инструментов управления и инструментов взаимодействия региональной си-стемы высшего образования и региональной инновационной системы необходимо проанализировать их взаимное влияние с помощью когнитивного анализа. Теоретический анализ. Для оценки роли институтов региональной системы высшего образования в региональном развитии в зарубежных иссле-дованиях применяются различные модели, позволяющие про-водить многосторонний анализ вклада университетов в со-циально-экономическое и инновационное развитие регионов. Эмпирический анализ. Очевидно, что система образования и инновационная система связаны между собой на региональ-ном уровне. Для построения исходной когнитивной карты по-строена модель, которая отражает современное состояние системы образования и региональной инновационной системы и их влияние на инновационное развитие региона, использованы показатели образовательной деятельности, научно-инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, международной деятельности, инфраструктуры, трудоустройства выпускников университетов, финансовых показателей. Результаты. Инструментарий когнитивного моделирования позволяет моделировать последствия принимаемых решений по взаимодействию всех акторов региональной инновационной системы: государства, науки и бизнеса на региональном уровне и закладывает основу эффективного использования потенциала институтов высшего образования в продвижении возможностей для содействия развитию регионов. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4 |
ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
Введение. В последние десятилетия вопросы влияния уни- верситетов на региональное экономическое развитие и поиск наиболее эффективных механизмов и инструментов взаимо- действия университетов и регионов привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Методика иссле- дования. В данной статье поставлена цель – изучить вли- яние российских университетов на инновационное развитие регионов. Для оценки влияния университетов на показатели инновационного развития регионов были использованы ста- тистические данные Федеральной службы государственной статистики за 2010–2013 гг. В качестве факторов, характери- зующих влияние университета, был выбран набор статисти- чески наблюдаемых относительных финансовых показателей эффективности национальных исследовательских универси- тетов. Для оценки уровня инновационного развития регионов были использованы метод интегрального рейтингового ана- лиза инновационной активности и модель производственной функции знания. Результаты. Анализ корреляционной зави- симости по анализируемым регионам Российской Федерации показывает значительную дифференциацию показателей и динамики влияния деятельности национальных исследова- тельских университетов на инновационное развитие регионов. При увеличении объема средств, полученных ими на НИОКР по договорам с хозяйствующими субъектами, по отношению к их общим доходам на 1 млн руб. уровень инновационного развития региона увеличится на 4,8499 единицы, что свиде- тельствует о хороших перспективах развития для регионов при активном взаимодействии университетов и бизнеса. |
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 2 |